МАКАРИЙ - Страница 3

Святой одет в оливковую рясу и коричневую мантию, синюю схиму, голова не покрыта, руки подняты в молении. Он не стар, с шапкой русых волос и окладистой бородой средней величины, на конце слегка раздвоенной; на серебряной пластине оклада выгравирована надпись: «Прп(д)бны(и) Макари(и)». На двух почти идентичных иконах «Собор святых учеников преподобного Сергия», помещённых на восточной грани северо-восточного столба (1881 г.; московский иконописец М.А. Рогожкин) и на западной грани юго-западного столба в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, Макарий – крайний справа в верхнем ряду седовласый старец со средней величины бородой и с высоким лбом с залысинами, в монашеской одежде, куколь лежит на плечах. Образ в западной части храма восходит по композиции к большой иконе «Обитель живоначалные Троицы в лицах, написан преподобный чюдотворец Сергей со ученики» (преподобные были показаны на фоне монастыря; местонахождение иконы исследователям неизвестно), стоявшей в северном притворе Троицкого собора лавры, которая, судя по сюжету «Коронование Богоматери», была создана не раньше конца XVII в. Образ Макария в ряду других учеников преподобного Сергия и Радонежских чудотворцев вводили в циклы росписей храмов Троице-Сергиевой лавры, созданных при Московском митрополите Филарете (Дроздове) и наместнике преподобном Антонии (Медведеве) лаврские мастера, работавшие в академической светотеневой манере. В стенописи церкви Явления Божьей Матери преподобному Сергию Радонежскому (Михеевской; 1842 г.(?); поновления – 1871, 1947 гг.) Макарий изображён в верхнем регистре поколенно, в молении, вполоборота вправо, в синей рясе, тёмно-коричневой мантии и красной с синим епитрахили, в правой руке чётки. У старца волнистые волосы до плеч и окладистая, разделённая внизу на пряди борода с проседью. В беседе с преподобным Симоном экклесиархом (в надписи Симеон) Макарий представлен в рост на оконном откосе северной стены трапезной части церкви преподобного Сергия Радонежского (1845–1847 гг., поновления и реставрации – 1883, 1948, 1966 гг.). Он в тёмном одеянии, без схимы, с чётками в левой руке, длинные русые волосы разделены на прямой пробор, борода округлая, средней величины. В 1870 гг. в северо-западной части интерьера храма Христа Спасителя на южной стене вверху была написана композиция «Построение Троице-Сергиевой лавры», в которую включены многие троицкие подвижники и предположительно Макарий (художник Илларион Михайлович Прянишников). В «память 500-летия блаженной кончины» преподобного Сергия Радонежского в 1891 г. в московской хромолитографии М.Т. Соловьёва отпечатали лист с «Собором Радонежских святых» в среднике, с клеймами Жития и чудес основателя лавры и её видом (Исторический музей, Российская государственная библиотека – экземпляр 1894 г.); согласно подписи, его «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний». На хромолитографии размещены 55 фигур собеседников, учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского (нимбы пронумерованы, внизу перечислены имена); «Макарий Благоговейный» изображён в центре левой группы старцем с длинными густыми волосами и большой седой бородой, в мантии и епитрахили.



 
PR-CY.ru