МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (ум. после 1392 г.) – Радонежский, инок Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра), ученик и собеседник преподобного Сергия Радонежского, преподобный (память 19 января, 6 июля – в Соборе Радонежских святых). Основными источниками его биографии являются Житие преподобного Сергия Радонежского и службы ему, сохранившиеся в нескольких редакциях. Макарий был младшим современником преподобного Сергия Радонежского. Происхождение Макария, обстоятельства и время его прихода в обитель исследователям неизвестны. В число первых 12 насельников Троице-Сергиева монастыря агиограф Пахомий Логофет его не включает. Поэтому исследователи предполагают, что Макарий оказался в обители после 1354 г., когда преподобный Сергий Радонежский стал её настоятелем. В 1370 гг. Макарий уже считался достаточно авторитетным монахом Троице-Сергиева монастыря (так, в личной беседе он называл преподобного Исаакия Молчальника «чадо»). В первой Пахомиевой редакции Жития преподобного Сергия Радонежского (по Борису Михайловичу Клоссу) сохранились сведения о чудесах и видениях, имевших место в обители. Согласно одному из них, во время богослужения в Троицкой церкви преподобный Исаакий Молчальник «приник» в храме за «малыми дверьци». Он стал свидетелем того, как преподобным Сергию, его старшему брату Стефану Радонежскому и сыну Стефана Феодору Симоновскому сослужил некий священник («незнаема и цветяше образа его красота»). Этим наблюдением  преподобный Исаакий поделился с Макарием, и тот сообщил, что имел то же видение. Макарий высказал предположение, что это – священник, который приехал в Троице-Сергиев монастырь вместе с Боровским и Серпуховским князем Владимиром Андреевичем Храбрым. Поскольку обитель перешла под покровительство этого князя в 1372 г., исследователи предполагают, что видение Исаакию и Макарию было в 1372 г. – конце 1377/ г. – феврале 1378 г., причём их разговор мог состояться до того момента, когда Исаакий взял на себя обет молчальничества. Монахи ничего не смогли увидеть, т.к. «лице их светящеся, яко солнце, яко не могущим зрети на нь», тогда они обратились к княжескому боярину с вопросом, «имат ли попа князь с ним приехаша». Получив от него отрицательный ответ, Макарий с Исаакием обратились к игумену, спросив преподобного Сергия Радонежского: «Скажи нам, отче святыи, Господа ради, кыи есть священник незнаемыи нами, служивыи с тобою?» Однако игумен «утаи» от них явление сослужившего ему ангела, сообщив монахам, что ему сослужили только  преподобный Стефан и Феодор. Макарий и Исаакий не были удовлетворены таким ответом и стали убеждать преподобного Сергия в том, что они видели, как игумену сослужил в церкви ещё один человек. Игумен решил «явити» Макарию и Исаакию Молчальнику «таину сиу». Исследовавший этот фрагмент Жития Б.М. Клосс установил, что речь может идти о его текстуальной связи с рассказом о явлении ангела в Житии преподобного Евфимия Великого. В третьей (по Б.М. Клоссу) редакции Жития Макарий также упоминается как свидетель сослужения ангела преподобному Сергию Радонежскому. Учитывая близость Макария к преподобным Сергию Радонежскому и Исаакию, исследователи полагают, что он входил в ту часть троицкой монашеской братии, которая с середины 1377 г. до февраля 1378 г. активно добивалась возвращения игумена в свою обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря.

 



 
PR-CY.ru