МАКАРИЙ - Страница 2

В отличие от преподобных Илии, Исаакия и Сергия Радонежских отсутствие известия о смерти Макария в Троицкой летописи (свод 1408/1409 г.) даёт исследователям основание предполагать, что он умер уже после кончины своего учителя. Если это предположение верно, то Макарий мог быть в числе тех учеников  преподобного Сергия Радонежского, которые участвовали в его похоронах в 1392 г. Вопрос о том, что этот Макарий и преподобный Макарий Писемский – одно лицо, остаётся открытым. То обстоятельство, что рассказ о Макарии сохранил в Житии преподобного Сергия Радонежского агиограф Пахомий Логофет, свидетельствует о памяти и местном почитании Макария в стенах Троице-Сергиева монастыря уже во второй трети XV в. В «Месяцеслове» троицкого келаря Симона (Азарьина; середина 1650 гг.) имя Макария отсутствует. Однако в нём фигурирует некий преподобный Мартирий, который назван учеником преподобного Сергия Радонежского (Российская государственная библиотека). Его упоминали также архимандрит Сергий (Спасский) и Николай Платонович Барсуков, который отметил, что в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских Святых Чудотворцев…» фигурируют «преподобные отцы Иоанникий и Мартирий». По мнению Евгения Евстигнеевича Голубинского, указанный в некоторых списках святых «неведомый Мартирий ошибочно возник из Макария». По наблюдениям архимандрита Леонида (Кавелина) и графа Михаила Владимировича Толстого, во второй половине XIX в. Макарий ещё не был канонизирован и почитался только в Троице-Сергиевом монастыре. Канонизация Макария подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Наиболее ранние образцы иконографии Макария исследователи встречают в подробном цикле иллюстраций к лицевому Житию преподобного Сергия Радонежского 1580 – начала 1590 гг. (Российская государственная библиотека). Однако среди многочисленных изображений братии Троицкого монастыря имя «Макареи» подписано только на нескольких миниатюрах, сопровождающих рассказ «о видении ангела, служаща со блаженным Сергием». Макарий написан в группе иноков, молящихся в храме во время богослужения, одет так же, как и другие монахи, в рясу, мантию и клобук с воскрилиями, борода довольно длинная, более узкая на конце, вокруг головы обозначен нимб. Старец беседует с преподобным Исаакием Молчальником, указывающим ему на священнодействие в алтаре, потом вместе они вопрошают преподобного Сергия Радонежского и получают его признание. В конце XVII – начале XVIII вв. троицкая рукопись была скопирована и дошла в составе библиотеки императора Петра I (Библиотека Академии Наук). В клеймах житийных икон, на литографиях с изображением сослужения ангела преподобному Сергию Радонежскому свидетелем чуда представлен, очевидно, преподобный Исаакий. Краткое описание облика Макария содержится в иконописном подлиннике конца XVIII в., в отдельном перечне учеников преподобного Сергия Радонежского без указания дня памяти: «Надсед, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (Библиотека Академии Наук). Изредка образ Макария помещали в композиции «Собор Радонежских чудотворцев». Так, он представлен вполоборота влево первым справа от центра в среднем ряду, напротив преподобного Сергия Обнорского и перед преподобным Онисимом Радонежским, на наиболее ранней известной исследователям иконе этого сюжета «Преподобный Сергий с учениками в молении Святой Троице» (последняя четверть XVII в., Сергиево-Посадский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник; вклад в Троице-Сергиеву лавру княгини А. Шереметевой).

 



 
PR-CY.ru