МАКАРИЙ - Страница 3

В каменном Преображенском соборе (освящён в 1821 г.) Макариева Писемского монастыря находились три иконы XIX в. Одна (в металлическом окладе), с образом Макария, лежит на символической раке, другая (без оклада) – с изображением преподобных Павла Обнорского и Макария и третья, выносная (в металлическом окладе), – с теми же парными святыми. Традиция парного изображения Макария с преподобным Павлом Обнорским была самой распространённой на протяжении несколько столетий. Так, на большинстве икон XIX – начала XX вв. преподобные изображены в рост. На одной из них над святыми (Макарий – справа, с непокрытой головой) изображён Вседержитель на облаках, у них в руках – лествицы. Когда в 1912 г. состоялось освящение заново отстроенного храма, над местом, где под спудом покоились мощи Макария, была установлена новая металлическая рака с чеканными изображениями кельи Макария и часовни рядом с ней. Для храма в начале 1910 гг. было написано несколько икон, в том числе икона Макария на раку, находившихся в деревянном Макариевском (бывшем Преображенском) летнем храме. На одной иконе (в металлическом окладе) Макарий изображён в рост, на другой (без оклада) – парно с преподобным Павлом Обнорским (находится возле гробницы Макария в подклете деревянного храма). На надгробной иконе (в металлическом окладе), перевезённой вместе с ракой в Кострому в 1990 г. (в настоящее время находится в костромском Богоявленско-Анастасиином соборе), Макарий изображён седобородым старцем в мантии, рясе, голова покрыта куколем, руки подняты на уровне груди: в правой руке – крест, в левой – свёрнутый свиток. Над головой святого – образ Вседержителя. К 600-летию Макариева Писемского Преображенского женского монастыря был написан новый образ Макария (2000 г.), освящённый архиепископом Александром (Могилёвым) в Воскресенской церкви города Буя и затем перевезённый в монастырь. На иконе Макарий изображён поясно, старцем с седой бородой, в мантии, рясе, голова покрыта куколем, правой рукой благословляет, в левой держит посох. В росписях Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиева нерехтского женского монастыря представлен поясной образ Макария в медальоне (2004 г., иконописец Анатолий Валерьевич Алёшин). Святой изображён старцем с седой остроконечной бородой, в куколе, мантии, рясе, правой рукой именословно благословляет, в левой держит свёрнутый свиток. Образ Макария входит в состав Собора Костромских святых. В сонме Костромских чудотворцев он представлен первым в верхнем ряду (куколь опущен на плечи) на иконе монахини Иулиании (Соколовой) «Все святые, в земле Русской просиявшие» (1950 гг.) рядом с преподобным Иаковом. На иконе «Собор Костромских святых» (первая половина 1990 гг.) из Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора города Костромы в середине правой группы предстоящих образу Пресвятой Богородицы, несомой ангелами, и Господу в небесном сегменте Макарий изображён оплечно, в повороте влево на три четверти, голова покрыта куколем (рядом с Макарием – преподобный Григорий Пельшемский). В лицевых святцах русских святых, выполненных монахиней Иулианией (Соколовой) по благословению Ковровского епископа Афанасия (Сахарова) (Загорск, 1959–1962 гг., частное собрание), Макарий изображён старцем, в рясе, мантии, голова не покрыта (куколь опущен на плечи), в правой руке держит развёрнутый свиток.



 
PR-CY.ru