МАКАРИЙ

МАКАРИЙ (ум. в первой четверти XV в.) – преподобный (память 10 января, 23 января – в Соборе Костромских святых), Писемский, основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря (ныне в Макарьем погосте Буйского района Костромской области). По преданию, которое не подтверждается документальными источниками, Макарий происходил из рода дворян Писемских. В юности пришёл в Троице-Сергиев монастырь и был пострижен в монашество преподобным Сергием Радонежским. Проведя в обители преподобного некоторое время, Макарий по благословению преподобного Сергия Радонежского вернулся в родные места и поселился на берегу реки Письмы (левый приток реки Костромы). Постепенно вокруг него образовалась монашеская община. Впоследствии Макарий перешёл на новое место, на расстоянии версты вверх по течению Письмы. На возвышенности над изгибом реки поставили церковь в честь Преображения Господня. Место первоначального поселения Макария почиталось как «старая пустыня» преподобного. Согласно преданию, Макарий был собеседником преподобного Павла Обнорского (ум. в 1429 г.) и некоторое время подвизался вместе с ним на Письме. Исследователи полагают, что это предание возникло позднее, когда пустынь была приписана к Павлову Обнорскому во имя Святой Троицы монастырю (упоминается как приписная в грамоте 1566 г. царя Ивана IV Васильевича Грозного Обнорскому монастырю). Исследователи отмечают, что описание Макариевой пустыни содержится в писцовой книге 1629–1630 гг. К 1683 г. в Макариевой обители вместо двух древних храмов была построена Преображенская церковь с приделом во имя преподобного Павла Обнорского. В описи 1683 г. впервые упоминается рака над местом погребения Макария в приделе во имя преподобного Павла Обнорского: «Да в том же приделе гробница преподобного Макария, а на гробнице покров, сукно чёрное, в средине вышит крест…, да у гробницы решётка железная». В описи упомянуты также две иконы с парными изображениями преподобных Павла Обнорского и Макария Писемского. Исследователи полагают, что в 1720 гг., когда после издания «Духовного регламента» (1720 г.) во всех епархиях началось противодействие почитанию мощей святых, рака Макария была разобрана под наблюдением архимандрита Ипатиевского Троицкого монастыря Серапиона и протопопа Андрея Иванова. В 1744 г. монах Писемской пустыни Иоасаф и священник Иоанн Ларионов в «доношении» в Костромскую духовную консисторию свидетельствовали: «...Из давных лет имеются мощи преподобнаго Макария Писемского под спудом в пределе Павла Обнорского за правым клыросом, и в прошлых, де, годех, а в котором не помнят..., рака и помост сломана, а мощи не осмотрели, и в том ли, де, месте обретаются, не знают, токмо, де, образ его преподобнаго Макария и посошецъ имеются в означенном пределе, а службы и чюдесем записки нет, и на отпусках имяни его не поминают...» (Российский государственный исторический архив).

 



 
PR-CY.ru