МАКАРИЙ - Страница 3

Исследователи отмечают, что в рассказе о хиротонии Макария есть нюанс, вызывающий дискуссии исследователей: в опубликованном греческом тексте говорится: «Диавольское рукоположение» (глава 10) – вместо предполагаемого чтения «Диаконское рукоположение»; авторы не считали это опечаткой; по их мнению, «диавольская хиротония» – это посвящение в сан, которое Макарий получил от иконоборцев в первый период иконоборчества (до 787 г.), а патриарх Тарасий рукоположил его по православному чину. Однако Ш. ван де Ворст убеждён в ошибочности такого прочтения текста, ссылаясь на рукопись, где стоит не «диавольское», а «диаконское» рукоположение. Кроме того, иконопочитатели признавали иконоборческие хиротонии первого периода. У исследователей вызывает некоторые вопросы расположение Пелекитского монастыря. Обитель с таким названием, посвященная святому Иоанну, находилась в Триглии (ныне Зейтинбагы), на азиатском берегу Пропонтиды, однако в описании монастыря, приводимом в Житии, агиограф сообщает, что обитель стояла на труднодоступной скале, не упоминая о близости моря. В Житии преподобномученика Стефана Нового (ум. в 764 г.) есть сведения о том, что монахи и игумен Пелекитской обители подверглись преследованиям со стороны Михаила Лаханодракона, стратига фемы Фракисий. Таким образом, Пелекитский монастырь мог находиться на западе Малой Азии. После гибели Льва V Макарий остался в новооснованном монастыре, куда, видимо, перешли и некоторые из его духовных чад. Сохранились несколько писем преподобного Феодора Студита, адресованных игуменам Пелекитским, избранным после ареста Макария. В письмах есть указания на то, что Феодор Студит не одобрял возвращения сосланных монахов в свои обители до полного торжества православия, чтобы они не оказались замешанными в литургическом общении с еретиками. Макарию адресовано пять писем преподобного Феодора Студита, все они написаны в 816–818 гг. во время возобновления гонений императора Льва V, и их содержание указывает на искреннюю дружбу двух подвижников. В современных греческих и русских богослужебных книгах служба Макарию отсутствует, однако по рукописям исследователям известны песнопения Макарию: канон, составленный Феофаном Начертанным, без акростиха четвёртого гласа, ирмос (начало: «Божественными красотами наслаждаясь, отче»); канон, посвящённый Макарию и мученикам Флору и Лавру (их память также совершается 19 августа), с именем автора – Георгия, епископа Никомидийского, акростихованным в богородичнах, четвёртого гласа, ирмос (начло: «Лучами ослепительными всесветлой днесь»); седален.



 
PR-CY.ru