МАКАРИЙ, Токаревский - Страница 6

В 1870 гг. появились небольшие эмалевые образки Макария, выполненные на медной пластине в технике надглазурной росписи по эмали в мастерских города Ростова. Исследователи отмечают, что изображение Макария обладает рядом признаков репрезентативного портрета: его поясная фигура показана в повороте влево на три четверти, при этом взгляд обращён на молящегося, десницей именословно благословляет, в левой руке держит посох, облачение соответствует сану. При некоторой обобщённости и статичности образа исследователи отмечают ряд иконографических особенностей, раскрывающих отдельные эпизоды из жизни святого: митра является принадлежностью сана архимандрита, жезл-посох – знак власти игумена, управляющего монастырём (игумен пинский, купятицкий и каневский по собственноручной записи преподобного). Сулок на жезле свидетельствует об особых заслугах Макария. С тыльной стороны пластины – контрэмаль белого цвета с надписью: «Образъ // пре: макарïя // архи. переяслов: // чудот.». Как правило, подобную икону исследователи рассматривают как паломническую евлогию, освящённую на мощах, поэтому возможно предположить, что в качестве заказчика этих эмалевых образков во второй половине XIX в. был переяславский Вознесенский монастырь, где почивали мощи Макария. Во второй половине – последней трети XIX в. появились ростовые образы святого, стоящего в храме рядом со своей ракой, при этом иконописцы старательно воспроизводили детали интерьера: покровенный престол с раскрытой на нём книгой и раку с мощами под киворием. Святой либо указывал на текст в раскрытой книге (при повороте влево), либо благословлял десницей и держал в левой руке крест и пальмовую ветвь (при повороте вправо). В конце XIX – начале ХХ вв. образ святого благодаря технике типографской печати массово тиражировался в хромолитографиях. Афонский Свято-Илиинский скит печатал именные иконы Макария (как архимандрита Переяславского) на золотом и красочном фоне. Хромолитография Е.И. Фесенко в Одессе издавала бумажные иконы Макария возле раки с мощами. На них детально изображены кованая полукруглая решётка перед входом под сень, четыре круглые колонны с коринфскими капителями, барочное паникадило и символы сана Макария в навершии купола над ракой в придельной церкви во имя Макария в Вознесенском монастыре в Переяславе (собрание Феликса Романовича Комарова). Иконное изображение святого подписывали в соответствии с исторической традицией и собственноручной записью Макария в книге «Беседы Иоанна Златоустого на 14 Посланий апостола Павла» (Киев, 1623 г.), хранившейся в Вознесенском соборе Переяславского монастыря, – «Преподобномученик Макарий, Архимандрит Овручский, Переяславский чудотворец». В середине ХХ в. монахиня Иулиания (Соколова) изобразила Макария на прориси в лицевых святцах русских святых, выполненных по благословению Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского (Сергиев Посад, 1959–1962 гг., частное собрание), а также на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» 1934 г. (келейный образ Афанасия (Сахарова)), начала 1950 гг., конец 1950 гг. (ризница Троице-Сергиевой лавры). Образ Макария включён в Собор Белорусских святых и представлен на иконе с этой композицией с подписью: «Святой Макарий Пинский» (иконописец Александр Васильевич Вахромеев, около 1984 г.). Икона с единоличным изображением Макария работы иконописца М. Максимовича (Каменец, 2000 г.) находится в Симеоновском храме города Каменца (Белоруссия). Памятники Макарию установлены в городе Овруч (2008 г., скульптор Денис Анатольевич Стритович) и в городе Канев (2000 гг., скульптор Владимир Толстопятов).



 
PR-CY.ru