МАКАРИЙ, Токаревский

МАКАРИЙ, Токаревский (1596/1605? – 1678 гг.) – Овручский, Переяславский преподобномученик (память 7 сентября, 13 мая – перенесение мощей, в Неделю третью по Пятидесятнице – в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых). Жития Макария были написаны в прозе и стихах. По мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), автором первоначального прозаического Жития был Переяславский и Бориспольский епископ Захария (Корнилович; ум. в 1715 г.). Сочинение не было опубликовано. Оно известно в пересказе в составе «Ведомости о епархии Переяславской», присланной в Синод в 1742 г. игуменом переяславского Свято-Михайловского монастыря Германом (Российский государственный исторический архив). В 1842 г. было опубликовано «Житие св. прмч. Макария, архимандрита овручского, Переяславского чудотворца, нетленно почивающего в переяславской Свято-Вознесенской обители Полтавской губернии», составление которого приписывали епископу Полтавскому и Переяславскому Гедеону (Вишневскому). Последнее Житие неоднократно переиздавалось, несмотря на то, что оно содержит множество хронологических ошибок. Стихотворное «Житие и страдания святаго преподобномученика Макария, любопытному читателю стихотворне сложенное в 1766 г.» в конце XVIII в. увёз из Вознесенского монастыря в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) бывший настоятель этой обители Димитрий (Устимович), в 1795 г. хиротонисанный во епископа Смоленского и Дорогобужского. Позже рукопись находилась в Смоленском историко-археологическом музее. Житие предваряла служба преподобномученику Макарию: «Правило преподобномученику Макарию, Переяславскому чудотворцу, 1762 г.» (опубликовано). Автором стихотворного Жития, по мнению Лавра Яковлевича. Лавровского, был монах Феодор, подвизавшийся в переяславской Вознесенской обители и указавший своё имя в конце текста: «Молю, в молбах Феодора своих не забуди». Из текста следует, что автор использовал уже имевшееся в монастыре Житие святого. На отдельном листе, следовавшем за послесловием, автор выписал сведения из монастырских источников о разорении Георгиевского монастыря в Каневе и о гибели Макария: «Подлинное свидетельство о разорении города Канева и страдании преподобномученика Макария, Переяславского чудотворца». Житие написано силлабическими стихами и содержит акростих: «Зде, в богоспасаемом граде Переяслове, в монастире Михайловском, опочивают мощи святаго преподобномученика Макарiя Токаревского, архимандрита каневскаго и овруцкаго, игумена пинского и намесника смоленского. За труды его и подвиги всегдашнiе почти его Бог даром нетленiя». В стихотворном Житии подробно рассказывается о чудесах, совершавшихся в 1742–1750 гг. у мощей Макария в переяславском Михайловском монастыре (см. Переяслав-Хмельницкий во имя архангела Михаила мужской монастырь), в повествовании использованы хранившиеся в обители записи о чудесах святого. Мирское имя Макария исследователям неизвестно. Он родился на Волыни в православной семье. Фамилия Токаревский, по свидетельству монаха Афанасия Кальнофойского, была распространена в Брестском воеводстве. Нередко Токаревских упоминали в связи с Купятицким Введенским монастырём: например, некая Марина Токаревская-Пиотровская получила исцеление у чудотворной Купятицкой иконы Божьей Матери.

 



 
PR-CY.ru