МАКАРИЙ, Кожин Матвей Васильевич - Страница 5

В начале XVIII в. появилась новая редакция Жития Ростовского митрополита Димитрия (Савича (Туптало)). В конце ХХ – начале ХХI вв. «Житие Макария» впервые было переведено на современный русский язык тверским писателем Владимиром Захаровичем Исаковым (см.: «Памятники литературы Древней Твери». Тверь, 2002 г.; «Тверская классика». Тверь, 2005 г.). В 1580 гг., как полагают исследователи, в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра), были созданы новые произведения о святом: «Слово похвальное, написанное иноком Макарием», и молитва Макария. В «Слове похвальном» калязинский подвижник уподобляется Сергию Радонежскому, Макарий также назван великим защитником Русской земли. Текст «Слова похвального» Макарию полностью воспроизводит текст «Слова похвального» Евфимию Суздальскому, написанного в 1560 гг. иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием. Молитва Макарию аналогична молитве Сергию Радонежскому. Служба Макарию (начало: «Радуися, священная главо…») создана до 16 января 1547 г., когда великий князь Иван IV Васильевич венчался на царство. Литературным образцом для составителя службы стало творение Пахомия Логофета – служба Сергию Радонежскому. Слова в стихире гласа 8 «яко звезда от запада» свидетельствуют о том, что автору была известна родовая легенда Кожиных о происхождении их родоначальника якобы из Швеции. По мнению А.Е. Смирновой, автор службы был знаком с «Проложным Житием». Ранние списки обоих памятников входят в рукопись середины XVI в. (Российская государственная библиотека). Служба на день памяти Макария приходится на постные дни и не должна иметь малой вечерни, но в ряде рукописей списки разных редакций предварены службой на день обретения его мощей на малой вечерне («Вседержителною десницею укрепляем…»), созданной после Собора 1547 г. (старший список в сборнике 1548 г. – Исторический музей). Текст службы на малой вечерне почти полностью заимствован из службы Варлааму Хутынскому Пахомия Логофета. Кроме канонического текста службы на день памяти Макария в ряде рукописей XVI–XVII вв. исследователи обнаружили бытование шести списков текста другой редакции. В основе обеих редакций лежит один текст. Изменения, прежде всего, коснулись девятой песни первого канона, в акростихе которой скрыто имя её автора, известного гимнографа XVI в. Маркелла (Безбородого). Согласно исследованию А.Е. Смирновой, Маркелл (Безбородый) был автором обеих редакций службы. Его участие в составлении службы Макарию – первый опыт работы гимнографа. Другая служба Макарию, на обретение мощей на великой вечерне («Преподобен и честен светильник божественныи и светоносныи…»), представляет собой, по мнению исследователей, список общей службы единому преподобному с включением в неё имени Макария. В XVII в. были изданы первоначальная редакция службы на день памяти святого 17 марта и полная служба на день обретения его мощей 26 мая. В 1599 г. царь Борис Годунов во время посещения монастыря сделал вклад – серебряную раку, в которую в его присутствии были перенесены мощи. В 1610 г. монастырь был разграблен польско-литовским отрядом. Мощи были низвергнуты из раки, а сама она рассечена и увезена. В дубовой раке мощи покоились до 1699 г., когда она была заменена новой – позолоченной серебряной, устроенной на монастырские деньги и пожертвования.

 



 
PR-CY.ru