МАКАРИЙ, Матфей - Страница 3

Наиболее ранние записи о Макарии в иконописных подлинниках относятся к 1820 гг.: «Сед, брада менше Власиевы, риза преподобническая» (Российская национальная библиотека. В XIX в. рака над мощами Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких находилась в храме в честь Рождества Христова Покровского монастыря, построенном в 1841 г. на месте обветшавших деревянных церквей XVII в. (в 1900 г. переосвящён во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких). В 1992 г. церковь во имя Дионисия и Амфилохия была открыта как приходская, к началу 2006 г. приписана к Димитриеву Прилуцкому в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честыных древ Креста Господня мужскому монастырю. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому установлено в 1841 г. Несмотря на то что местное почитание началось до XVIII в., изображений Макария раньше XIX в. исследователи не обнаружили. В иконописном подлиннике содержится описание облика святого: «Сед, брада меньше Власиевы, риза преподобническая» (Российская национальная библиотека, под 13 мая; 1820 гг.). В церкви во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого монастыря в деревне Покровское Вологодской области справа от царских врат находится икона «Преподобные Тарасий, Макарий и Феодосий Глушицкие» (XIX в.) с гробницы этих святых. Преподобные изображены традиционно для надгробного портрета – в рост, с закрытыми глазами; Макарий – в центре. В отличие от святых Тарасия и Феодосия, руки которых сложены на груди крестообразно, правая поверх левой, Макарий правой рукой благословляет, на приложенной к сердцу левой руке – лествица. Он изображён средовеком с тёмными вьющимися волосами, лежащими на плечах, и с короткой округлой бородой также без проседи, облачён в мантию, тёмную рясу, епитрахиль вишнёвого цвета. Образ Макария не был включён в композицию икон Собора Вологодских святых до XIX в. Так, на иконе «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими чудотворцами» (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), написанной в 1778 г. московским иконописцем Лазарем Климовым Ершовым и мастерской, образ Макария отсутствует. Тогда как на иконе конца XIX в. «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми» (церковь святого Лазаря Четверодневного в Вологде) Макарий изображён крайним во втором ряду левой группы святых как седовласый старец, в коричневой мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ Макария входит в состав Собора Глушицких святых. Так, на изображении «Святые преподобные Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий Глушицкие» (опубликовано) Макарий изображён фронтально, с поднятой правой рукой и раскрытой ладонью, в опущенной левой – лествица, его голова не покрыта, борода короткая, щёки впалые; Макарий в мантии, в схиме, куколь опущен на плечи. Образ Макария представлен в галерее русских святых работы художников иеродиаконов Паисия и Анатолия в церкви преподобного Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (конце 1860 – 1870 гг., роспись поновлена в 1970 гг., около 2010 г.), в группе с преподобными Тарасием Глушицким и Александром, игуменом Куштским. Макарий первый в ряду изображён в профиль с чуть склонённой головой, с седой бородой клиновидной формы, на нём зелёные мантия и епитрахиль, на голове куколь.



 
PR-CY.ru