МАКАРИЙ, Матфей - Страница 2

Как игумен Покровского монастыря Макарий упоминается также в четырёх недатированных грамотах, две из них написаны от лица великой княгини Марии Ярославны (ум. в 1484 г.). До 1473 г. княгиня пожаловала монастырю право беспошлинного провоза в Москву четырёх подвод жита и другого товара через Ростов, Романов городок и Ухру («Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 3; датировка грамоты основана на том, что к 1473 княгиня даровала Романов городок своему сыну, Угличскому князю Андрею Васильевичу Большому). В другой грамоте Мария Ярославна запретила своим поборщикам и тиунам останавливаться в монастырских деревнях и брать там кормы и подводы; своё подтверждение грамоты адресовал «игумену Макарию» также Вологодский князь Андрей Васильевич Меньшой (ум. в 1481 г.). Таким образом, до 1481 г. Макарий был настоятелем Покровского монастыря. Великий князь Иван III Васильевич подтвердил неприкосновенность монастырских земель и рыбной ловли по рекам Сухоне и Пучкасу и освободил «деревеньку на перевозе» от постоев, «дачи кормов, проводников и подвод». Бохтюжский князь Семён Юрьевич пожаловал Макарию данную грамоту на пустоши Шобыкино и Устьянцево на реке Кубене (Бохтюжское княжество существовало в XV в. и располагалось по притокам Сухоны, Бохтюге и Глушице). Однако в «Житии Дионисия Глушицкого» говорится о том, что Макарий «бысть послѣди преподобнаго болшая лавры игуменъ». Эту фразу исследователи склонны понимать как указание на то, что Макарий стал игуменом непосредственно после преподобного Дионисия. Более того, в Житии приводятся слова Дионисия из его предсмертного наставления: «...Вручаю старѣйшиньство своему присному ученику..., смиренному Анфилохию». Год преставления Макария исследователям неизвестен. Память святого под 13 мая зафиксирована в Месяцеслове Симона (Азарьина): Российская государственная библиотека, середина 1650 гг., и в святцах: Российская национальная библиотека, XVII в. В сводный месяцеслов Ивана Михайловича Мартынова память Макария не включена. 6900 год, указанный в разного рода перечнях русских святых (Российская национальная библиотека, XVIII в.; Собрание Санкт-Петербургской духовной академии, XIX в. Институт русской литературы) в качестве времени преставления святого, должен быть интерпретирован не как конкретный год кончины, 1392-й, а как указание на столетие, т.е. Макарий преставился в 6900 гг. (1392–1492 гг.). В подобных перечнях указание на 6900 год сохраняется даже в тех случаях, когда игумены Покровского монастыря приводятся в хронологической последовательности со своими датами преставления, порой далёкими от реальных (см., например, Российская государственная библиотека, XVIII в.: Дионисий Глушицкий – 1 июня 6908 (1400 г.), Амфилохий Глушицкий – 14 октября 6933 (1425 г.), Макарий – 13 мая 6900 г.). В Четьих Минеях епископа Ермогена (Добронравина) запись о Макарии сделана трижды: без даты (Российская национальная библиотека. Собрание Санкт-Петербургской духовной академии), под 13 мая (Там же) и под 12 октября – в день памяти Амфилохия Глушицкого (Там же). Макарий почитался в числе учеников преподобного Дионисия Глушицкого (существуют тропарь и кондак преподобным Амфилохию, Макарию, Тарасию и Феодосию Глушицким).

 



 
PR-CY.ru