МАКАРИЙ, Матфей

МАКАРИЙ, Матфей (ум. после 1481 г.) – Глушицкий, третий игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря (ныне деревня Покровское Сокольского района Вологодской области), преподобный (память в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Основным источником сведений о Макарии является Житие преподобного Дионисия Глушицкого, в котором Макарию посвящена глава «О Макарии». Житие Макария исследователям неизвестно. Обозначенная в описании Музейного собрания Российской государственной библиотеки как его Житие рукопись Российской государственной библиотеки представляет собой две главы из Жития преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Согласно «Житию Дионисия Глушицкого», Макарий происходил из города Ростова. В возрасте 12 лет встретил преподобного Дионисия в доме своего дяди Агафона и, увлечённый проповедью преподобного, последовал за ним в монастырь на реку Глушицу, где и принял иноческий постриг. Автор Жития преподобного Дионисия иеродиакон Иринарх указывал на Макария как на одного из своих информаторов. Это позволяет исследователям сделать вывод, что история знакомства Макария и Дионисия описана в Житии со слов самого Макария. В монастыре Макарий стал келейником Дионисия Глушицкого: преподобный взял его «къ себѣ в нутренюю кѣлию». Позднее в том же Покровском монастыре Макарий был рукоположён во иерея Ростовским епископом Дионисием Греком (1418–1425 гг.). Исследователи не сомневаются, что Макарий был грамотным, о чём свидетельствует не только его священнический сан. В Минейной редакции «Жития Дионисия Глушицкого» упоминается о том, что ученик ещё при жизни своего наставника составлял следующие тексты: «Поучение архиепископа Ефрѣма братьи. А писалъ Макарей ученикъ Дионисиевъ», «О архимандритѣ Тарасии Пермстемъ. А писалъ Макарей, ученикъ Дионисевъ». Исследователи полагают, что в последние годы жизни Дионисия Макарий стал его духовником. В духовной грамоте преподобного сказано, что её писал «Макарей поп, отец мой духовный» (грамота была составлена незадолго до 11 января 1436 г., когда «чернець поп Макарей, отец духовный» и бояре явили ее Ростовскому епископу Ефрему, который привесил к ней свою печать; «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 3). После преставления Дионисия Глушицкого (ум. 1 июня 1437 г.) игуменом Покровского монастыря стал другой его ученик, преподобный Амфилохий, остававшийся настоятелем обители до своей кончины, которую традиционно относят к 1452 г., однако документальных подтверждений этой даты нет. Как игумен Амфилохий упоминается в жалованной льготной и несудимой грамоте от 4 марта 1448 г. великого князя Василия II Васильевича Тёмного на восемь пустошей близ монастыря (опубликовано: «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 3). Эта грамота была подтверждена великим князем Иваном III Васильевичем (1462–1505 гг.) и адресована уже игумену Макарию («Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв.», том 3). Таким образом, Макарий стал настоятелем после 1448 г., но до 1462 г.

 



 
PR-CY.ru