МАРИЯ, Тучкова Маргарита Михайловна - Страница 5

Мария сидит, подперев голову рукой и облокотившись на небольшой стол. Изображение датируется 1840 гг.; автор снимка и местонахождение оригинала исследователям неизвестны. «Дагерротипный портрет М.М. Тучковой в монашеском платье, в кресле около стола», хранящийся в фондах Исторического музея, датируется 1849–1852 гг.; слева у края овала надпись: «Moscou I. Weingartner» (воспроизведён в книге: Сабурова Т.Г. «Портрет в русской фотографии: Избранные произведения 1850–1910 гг. из собрания Исторического музея». М., 2006 г.). Практически на всех портретах хорошо видны наперсный крест и чётки: крест был подарен Марии великой княжной Марией Александровной, а чётки – императрицей Александрой Фёдоровной в 1840 г.; после кончины настоятельницы хранились в монастырской ризнице (упоминаются и описаны в Главной церковной и ризничной описи второклассного Спасо-Бородинского общежительного девичьего монастыря за 1856 г. – Центральный государственный исторический архив Москвы). В литературе конца XIX – начала XX вв. исследователи встречают упоминания о других портретах Марии, на которых она представлена как игуменья. В императорском дворце в селе Бородине «на письменном столе Ее Величества стоял превосходно нарисованный карандашом и гуашью портрет игумении Марии (Тучковой), принадлежавший императрице Александре Федоровне, супруге Николая I» (Центральный государственный исторический архив Москвы). Мария лично подарила свой портрет наместнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Антонию (Медведеву). В игуменском доме в Спасо-Бородинском монастыре хранился «большой портрет Маргариты Михайловны, писанный масляными красками. Она изображена с посохом в одной руке и чётками в другой». Сохранились два светских изображения Марии. На фотографии (Исторический музей; экспонировалась в Музее 1812 года в Бородинском зале) с неизвестного живописного оригинала, заправленной в фирменное паспарту фотоателье Карла Фишера на Кузнецком мосту, Мария – молодая женщина, сидит в кресле, повернувшись вправо на три четверти, правая рука лежит на подлокотнике. На ней лёгкое открытое платье, на правом плече, спускаясь на колени, – тёмная шаль с каймой. Причёска с короткими локонами и завитками, обрамляющими лицо, соответствует моде начала XIX в. Облик великосветской дамы дополняют гребень в волосах и жемчужные серьги. Надпись на обороте более поздняя: «Тучкова. От А.А. Тучкова». На миниатюрном портрете, выполненном на медной пластине маслом (Музей-заповедник «Бородинское поле», экспозиция «Дом-музей игумении Марии»), неизвестный художник изобразил Марию (в овале, без фона) по пояс, в повороте вправо на три четверти. На ней серое платье с меховой накидкой, вышитый белый воротник и такой же белый чепец с голубыми лентами, на висках букли.



 
PR-CY.ru