МАРИЯ, Тучкова Маргарита Михайловна - Страница 4

По формату и композиции он близок к прижизненному портрету (с незначительными расхождениями в трактовке фигуры), но представлен на фоне тёмно-зелёной драпировки, спадающей тяжёлыми складками с перил балюстрады; за фрагментом колонны на горизонте розово-голубого неба угадывается Бородинский монумент на батарее Раевского. Меньший по формату портрет Марии (Исторический музей) выполнен неизвестным художником маслом по картону; как полагают исследователи, он указан в каталоге выставки 1812 г. как «масляный портрет игумении Марии, в миру Маргариты Михайловны Тучковой, вдовы Александра Алексеевича Тучкова, убитого в Бородине. Дар Сергея Николаевича Цветкова (московского антиквара)». Мария изображена сидящей почти в фас, в монашеском облачении, клобуке, с наперсным крестом на золотой цепи. В правой руке держит раскрытую книгу, в левой – чётки. Взгляд устремлён на зрителя. Малый формат портрета обусловил его камерный характер. Исследователи полагают, что портрет не мог быть создан раньше начала 1840 гг., т.к. представленная здесь игуменьей Мария была возведена в этот сан в 1840 г. Существовало несколько копий этого портрета (как полагают исследователи, авторские повторения), о чём свидетельствуют фотоотпечатки с неизвестных живописных оригиналов, очень близких к нему по композиции. Один из фотоотпечатков хранился в Спасо-Бородинском монастыре и был воспроизведён на чёрно-белой почтовой карточке, изданной монастырём к 100-летнему юбилею Бородинской битвы. Лицо игуменьи на нём написано более контурно, хорошо видна спинка кресла, в котором она сидит; в раскрытой книге читается текст Пс. 91 («Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний»). На фронтисписах некоторых изданий о Спасо-Бородинском монастыре второй половины XIX в. опубликованы графические портреты Марии. Небольшой достаточно реалистичный овальный портрет, гравированный на стали неизвестным художником, был размещён в книге Т. Толычевой (Екатерины Владимировны Новосильцевой) «Спасо-Бородинский монастырь и его основательница» (1875 г.). Мария представлена погрудно, в повороте на три четверти вправо, с лёгким наклоном головы; под портретом воспроизведён автограф игуменьи: «Мария грешная». В издании Александра Андреевича Брайковского (1885 г.) Мария изображена в монашеском облачении, но слишком молодой для 60-летней женщины. Исследователям известны два фотопортрета Марии, отпечатанные с дагерротипов. На подложке фотопортрета из Музея-заповедника «Бородинское поле» («Дом-музей игумении Марии») сделана надпись: «Маргарита Михайловна Тучкова, урождённая Нарышкина. Мать Мария, игумения Спасо-Бородинского монастыря».

 



 
PR-CY.ru