МАРТИРИИ - Страница 3

Например, мартирия сосстоит из слова «глас», обозначения плагальности, буквенного номера гласа, диатонической фторы, названия основной ступени гласа, интервального знака ипсили и названия новой основы, что указывает на принадлежность первому плагальному гласу, диатонический интервальный род, систему тетрафонии и перенесение финалиса на четыре ступени вверх, а мартирия состоит из словосочетания «глас βαρύς», стенографической записи гласа, названия основной ступени и энгармонической фторы, что указывает на принадлежность третьему плагальному гласу в системе трифония (с перенесением финалиса на три ступени вверх) в энгармоническом интервальном роде. Исследователи отмечают, что система мартириев, обозначающих определённые интонационные формулы, выходит из употребления. Срединные мартирии Нового метода (иногда и начальные) всегда двусоставны – верхний элемент представляет собой начальную букву сольмизационного слога, т.е. основную ступень соответствующего гласа, в то время как нижняя либо состоит из буквенного обозначения номера гласа, либо включает знак одной из фтор. Нижняя часть мартирии определяет интервальный род гласа; таким образом происходит дифференциация мартирии на диатонические, хроматические (твёрдые и мягкие) и энгармонические. В теории Нового метода буквы и лигатуры, используемые в срединных мартириях, приобрели значение неких символов, которые могут указывать на определённый интервальный род (диатонический, мягкий или твёрдый хроматический и энгармонический), и необязательно – на принадлежность к определённому гласу. Кроме того, модифицированные в нотации Нового метода мартирии позволяют более ясно демонстрировать модуляции. Так, перемены интервального рода и системы отражаются в изменении нижней части мартирии, в то время как сольмизационный слог в верхней части всегда указывает на ту ступень звукоряда, которая соответствует положению формулы в песнопении относительно финалиса. Например, изменение системы согласно трифонии маркируется сменой буквенного обозначения гласа (через две ступени), в то время как сольмизационный слог в верхней части остаётся неизменным. Исследователи отмечают, что преобразования интервального рода также сопровождаются изменением нижней части; например, изменение буквенного обозначения гласа или фторы показывает, как именно меняется звукоряд. Система сольмизационных слогов повлияла на представления о соотношении некоторых гласов, например, одна из разновидностей мартирии второго плагального (шестого) гласа сопровождается начальной буквой сольмизационного слога «па» – первой ступени звукоряда, в то время как нижняя часть в виде стилизованной буквы «β» соответствует порядковому номеру гласа. Таким образом, второй автентический глас с финалисом на «ди», который соответствует его медиальной каденции, оказывается квартой, а не терцией выше своей плагальной разновидности. В древнерусской традиции мартирии не получили распространения, однако в ранних нотированных рукописях исследователи встречают срединные мартирии ранневизантийского типа, т.е. в виде буквенного обозначения гласа, указывающие на некие модуляционные изменения в песнопении. В древнерусских Кондакарях, в тех песнопениях, которые нотированы кондакарной нотацией, исследователи также обнаруживают некие знаки, подобные мартириям. Тем не менее, точно определить их значение в настоящее время не представляется возможным.



 
PR-CY.ru