МАРТИРИИ

МАРТИРИИ – обозначения гласа, употребляемые в греческой певческой традиции. В начертании мартирии присутствуют номер гласа в виде соответствующей буквы или лигатура нескольких букв, обозначающая разновидность гласа, и комплекс знаков нотации, указывающих на определённую интонационную формулу; в поздний период (после 1814 г.) к ним присоединяется первая буква сольмизационного слога той ступени звукоряда, которая является основой настоящего гласа, а также может добавляться знак фторы, поясняющий тип интервального рода. Исследователи отмечают, что первоначально в качестве мартирия могла использоваться только буква – номер того или иного гласа (подобные мартирии исследователи встречают в ненотированных рукописях VI–VII вв.). В рукописях с ранневизантийской нотацией (X–XII вв.; см. ст. Византийская нотация) мартирии также представлены зачастую в виде буквенного указания на глас, которое сопровождается дополнительной буквой или диграммой (в том случае, если подразумевается плагальная разновидность гласа). Исследователи отмечают, что в рукописях, отражающих поздний этап становления куаленской нотации, к буквенному обозначению гласа добавлялись знаки нотации, но не систематично. Их значение исследователи не могут установить точно, однако могут выделить группы мартириев для каждого гласа. Г. Вольфрам установила соответствие между мартириями куаленской нотации (первая половина XII в.) и мартириями средневизантийской нотации. Исследователи отмечают, что в период распространения средневизантийской нотации начертания мартириев гласов с дополнительными знаками нотации стали более стабильными, и количество разнообразных их вариантов уменьшилось. Мартирии обозначали определённую интонационную формулу, а знаки нотации при мартириями подразумевали её окончание (называвшееся, по мнению исследователей, энихимой). Начальная ступень той или иной интонационной формулы определялась порядковым номером гласа, который изображался в виде буквы. Буквенные обозначения первого и второго гласов воспроизводили видоизменённые формы букв, подобные их минускульному написанию; третьему плагальному гласу соответствовала не буква, а лигатура букв. Кроме того, в числе мартириев четвёртого гласа присутствует особая мартирия – гласа, которая также изображается с помощью лигатур букв. Значение мартириев было впервые объяснено Г. Тильярдом. В каждом гласе мог использоваться определённый набор мартириев, отличающихся между собой окружающими букву гласа нотированными знаками и предполагающими соответственно различные интонационные формулы одного гласа. Исследователи отмечают, что особое место в системе гласовых мартириев занимают обозначения двух «фторальных» гласов; для их маркировки могут использоваться обычные мартирии, второго плагального и четвёртого плагального гласов соответственно, для которых приспособлена особая последовательность сопровождающих букву гласа знаков. Знак фторы (без указания на этот термин) присутствует уже в ранневизантийской нотации, например, в списке знаков шартрской нотации (X в.), однако его модуляционное значение здесь не раскрывается, хотя, как полагают исследователи, подразумевается (см. в ст. Византийская нотация).

 



 
PR-CY.ru