МАРТИРИИ - Страница 2

В трактате Мануила Хрисафа действие «сладчайшей фторы», а также других фтор, выполняющих функцию модуляций, которые изображаются с помощью особых знаков, объясняется более подробно. В рукописной традиции начертание мартириев может варьироваться; исследователи встречают случаи замены мартирия невменной записью интонационной формулы гласа в её полной форме. Уже в ранний период в записи песнопений могли использоваться как начальные, так и срединные мартирии. Исследователи отмечают, что в период распространения средневизантийской нотации их простановка носит более регулярный характер, а некоторые, судя по палеографическому анализу, приписывались позднее. Срединные мартирии могут быть «ретроспективными» и соответствовать финалису (последнему звуку) той строки, в конце которой они указаны, однако нередки случаи употребления срединных мартириев, «предваряющих» начало следующей мелодической строки. Подобного рода мартирии имеют большое значение в письменной фиксации модуляционных процессов. «Ложная» (не соответствующая финалису строки) срединная мартирия может указывать на звуковысотное смещение формулы того гласа, которому она соответствует. В двойных (весьма редко – тройных) срединных мартириев одна из них выполняет функцию подтверждения (соответствует позиции в звукоряде), а другая указывает на интервальное содержание следующей (или предшествующей) формулы, которая принадлежит другому гласу. Кроме указаний на модуляционные изменения в мелосе срединные мартирии, по мнению Й. Ростеда, могли выполнять следующие практические функции: структурировать гимнографический текст и отмечать синтаксические построения, а также, подобно орнаментированной вставке, украшать мелодическое содержание песнопения. Мартирии играли также дидактическую роль, поскольку именно с помощью последовательности гласовых мартириев схематически демонстрировалась система византийского осмогласия (например, так называемое Колесо преподобного Иоанна Кукузеля); кроме того, наличие срединных мартириев облегчало процесс заучивания песнопения с помощью метода метрофонии. Появление в теории Нового метода сольмизационных слогов, обозначающих ступени звукоряда, позволило значительно упростить систему значений мартириев. Так, начальные или так называемые гласовые мартирии сопровождаются сольмизационным слогом, указывающим на основную ступень гласа, а также, в зависимости от гласовой разновидности (но не всегда, в отличие от средневизантийской нотации), знаками нотации, поясняющими начальную ступень, от которой нужно отсчитывать инципит песнопения, и/или фторой, демонстрирующей тип интервального рода.

 



 
PR-CY.ru