МАКАРИЙ I, Чёрт - Страница 4

Во второй половине XVIII в. на южном фронтоне киевской Илиинской церкви на Подоле была размещена живописная композиция (обнаружена в 1957 г. под записями XIX и XX вв.) с образом Макария I. В конце XX в. она была возобновлена в мозаике с сохранением прежней схемы и с повторением первоначальных надписей. В центре композиции помещён образ седовласого с клиновидной бородой архиерея, представленного по пояс в лёгком повороте влево на фоне пейзажа. Он облачён в саккос, с омофором, с палицей; на голове митра, на груди – крест и панагия. В правой руке держит крест, в левой – жезл с сулоком. По сторонам нимба – надписи: «Священномученик Макарiй» (слева), «Мiтрополит Кiевскiй» (справа). В пейзаже сделана попытка изобразить место кончины священномученика: слева река Припять, справа в ограде церковные строения – трёхъярусная колокольня с высоким барабаном, увенчанным куполом с крестом, и небольшой храм (архитектура не соответствует реальной). Пространный текст внизу слева сообщает обстоятельства мученической кончины святого, убитого «безбожными перекопскими татарами», справа – вкладная надпись. В приделе 12 апостолов в юго-западной части Софийского собора в Киеве в поздней росписи находится образ архиерея (в саккосе, с омофором, с палицей, в митре, с крестом в левой руке и благословляющей десницей), который идентифицируется как Макарий I (надпись не сохранилась, автор атрибуции и датировки XVIII в. Надежда Нииколаевна Никитенко). В этом изображении (в типе лика со строгими, правильными чертами, в форме клиновидной бороды) исследователи узнают черты облика, присущие святому. На иконе «Собор русских святителей» (1860 гг.) в Князь-Владимирском соборе в Санкт-Петербурге Макарий I изображён в рост в паре с Московским митрополитом Филиппом. Волосы Макария I с проседью, слегка вьющиеся локоны лежат по плечам, борода длинная, клиновидная. В соответствии с традицией Нового времени он облачён в саккос, под которым виден подризник насыщенно розового цвета, с палицей и омофором, на голове митра с меховой опушью. В правой руке держит крест, левая опущена. В 1947 г. художник Иван Сидорович Ижакевич написал аналойный образ святого для киевского храма на Татарке, освящённого во имя Макария I в 1897 г. в память 400-летия его гибели. Исследователям неизвестно, каким иконографическим источником при создании иконы пользовался художник, но образ святого узнаваем по иконографическим и типологическим чертам, известным исследователям по немногочисленным изображениям XVIII–XIX вв. В свою очередь, эта икона, в которую была вложена частица мощей святого, стала образцом для последующих изображений, как писаных, так и отпечатанных типографским способом.

 



 
PR-CY.ru