МАКАРИЙ I, Чёрт - Страница 3

Исследователи отмечают, что описание облика Макария I представлено в Строгановском толковом иконописном подлиннике конца XVIII в. (так называемом Клинцовском подлиннике – Библиотека Академии Наук), без указания памяти, в Соборе Киево-Печерских святых: «Сед, брада Сергиева, власы с ушей, в шапке, ризы сак лазорь, испод киноварь, обема рукама держит Евангелие». И далее приписка: «Правая страна, 4-й». Однако исследователи отмечают, что композиции Собора Киево-Печерских святых, включающие образ Макария I, неизвестны. В пособии для иконописцев 1910 г. о внешности Макария I под 1 мая сказано, что он «типа русскаго, преклонных лет, с более чем средней длины бородой, с проседью; в саккосе, омофоре и митре». Устойчивым иконографическим признаком для немногочисленных изображений Макария I разного времени исследователи называют длинную клиновидную бороду. На миниатюре в Шумиловском томе «Лицевого летописного свода» (Российская национальная библиотека, 1570 гг.) проиллюстрировано прибытие в Вильно дочери великого князя Ивана III Васильевича Елены Ивановны для заключения брака с великим князем Литовским Александром Ягеллончиком. Встречающим царевну в «церкви Пречистыя Богородицы нашего греческаго закона» изображён священнослужитель в фелони, без омофора, с непокрытой головой, длинной клиновидной бородой; правой покровенной фелонью рукой он прижимает к себе Евангелие, левая – приветственно протянута к царевне. Летописец не приводит в тексте имя Макария I, поэтому у исследователей нет достаточных оснований для точной атрибуции этого изображения. Тем не менее, составитель летописи и миниатюрист различали двух последовательно изображённых исторических персонажей: священника, встречающего царевну, и на следующей миниатюре – священника, венчающего её по греческому обряду. Названный во втором случае по имени «поп Фома» представлен с другими типологическими чертами (окладистая борода средней длины), нежели первый священнослужитель. Среди рисунков, сделанных в Киеве в 1651 г. Абрахамом ван Вестерфельдом, придворным художником литовского гетмана Януша Радзивилла, есть изображение раки со святыми мощами Макария I в соборе Святой Софии. Художник подробно зафиксировал детали интерьера, в том числе висящую на стене над изголовьем раки икону с образом святого. Хотя извод недостаточно хорошо просматривается, у исследователей есть основание говорить, что над святыми мощами Макария I находилась его икона с прямоличным поясным изображением. При мощах святого пребывал и принадлежавший Макарию I резной кипарисовый крест афонской работы (XV в., Киево-Печерский историко-культурный заповедник).

 



 
PR-CY.ru