МОЛИТВЫ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 3

Патриарх Иаков описывает своё ангельское происхождение (называет себя «правящим духом» и «первенцем среди всех живущих, сотворённых Богом») и рассказывает о конфликте с испытывавшим к нему зависть ангелом Уриилом (очевидная отсылка к Быт. 32:22–32 о борьбе Иакова с неизвестным). Исследователи полагают, что образ Иакова, обладающего ангельской силой существа, которое действовало на земле как человек, служил для Оригена неким понятийным фоном для построения повествования об Иоанне Крестителе. Текст содержит уникальные для практически всей грекоязычной традиции выражения: Авраам и Исаак были «созданы прежде всякого деяния», а Иаков называет себя начальником всех чинов среди «сынов Божьих» (ангелов) и говорит, что он взывал к Богу через «непрестанное имя» (исследователи отмечают, что употребление этих выражений свидетельствует, скорее, в пользу христианского происхождения текста). Иакову присвоено девять различных наименований, широко представленных в теофорном контексте в различных формах эллинистической литературы, в том числе у Филона Александрийского. Сам сюжет этого «ангеломорфного» рассказа уникален для еврейской мистической литературы, и его яркая образность в этой краткой истории оказала сильное воздействие на развитие ангелологии. Кроме того, к независимым сочинениям в жанре апокрифической молитвы исследователи относят такие фрагментарные сочинения, как так называемая Общинная молитва из «папируса Эджертона» IV–V вв., сохранившаяся вместе с фрагментами неканонических Евангелий. Текст состоит из 35 строк (прославление Создателя посредством разнообразных эпитетов, просьба о прощении грехов, просьба к Единому Бессмертному принять молитвы). Исследователи полагают, что этот текст сопровождал некое священнодействие. Памятник принято датировать началом II в. н.э. В рукописной традиции он обычно включается в собрания христианских текстов в связи с обилием христианских слов: «благодарения», формы слова от глаголов «просвещать», «восставать/воскрешать». Однако исследователи полагают, что прототип или оригинал памятника был создан в рамках иудейской традиции и был структурно связан с молитвой амида. «Молитва для защиты против нечистых духов» из папируса конца I – начала II вв. состоит из 19 строк и содержит прошение к Богу о ниспослании в помощь ангела, руководившего действиями Иисуса Навина (Исх. 14:19). Где и когда данный текст был найден, исследователям неизвестно. Издатель идентифицировал эту апокрифическую молитву как иудейскую, хотя её христианское происхождение не исключено. Уникальная эпиграфическая молитва на двух надгробных плитах с острова Риния (рядом с островом Делос), состоящая из 13 строк, содержит вопль к «Всевышнему Богу всякой плоти и духов» об отмщении тем, кто пролили невинную кровь Гераклеи (по мнению исследователей, надпись датируется концом II – началом I вв. до н.э. и явно зависит от греческого перевода Септуагинты).



 
PR-CY.ru