МОЛИТВЫ АПОКРИФИЧЕСКИЕ - Страница 2

Исследователи отмечают, что текст имеет вполне очевидное деление на восемь частей, содержащих четыре молитвенных прославления Бога Творца, три прошения к Нему с заклинательными элементами и заключительную молитву в императивной форме. Представленные в тексте многочисленные так называемые voces mysticae (непереводимые тайные заклинательные слова с неясным значением, содержащие различные теофорные элементы и божественные эпитеты) позволяют исследователям датировать молитву I в. н.э., когда использование этих элементов получило распространение в литературе. Несмотря на некий общий синкретический характер этого текста, в рукописи он ясно обозначен как «молитва», а упоминание Бога как «Отца патриархов», «Творца ангелов и всех сил» указывает на её строгое обращение к Богу Израилеву, а не на чисто утилитарное магическое призывание ангельских сил. В этой молитве Бог связан одновременно как с Израилем и событиями его истории, так и с различными космическими силами. Обращение к Богу призвано наполнить просителя этой апокрифической молитвы силой, мудростью и, в конечном счёте, помочь ему обрести мистический дар равноангельского бытия на земле, исполненного божественного бессмертия; в данном случае, как полагают исследователи, речь идёт о сопричастности божеству или в некотором роде об обожении на земле. Молитва произносится от лица одного из представителей народа Израилева, поэтому её авторство приписано библейскому патриарху Иакову (исследователи полагают, что в связи с Быт 32). Особенно примечательным исследователи считают использование удвоения слова «аминь» в заключительном стихе, не встречающегося в Библии, но широко представленного в кумранских источниках и последующей христианской и иудейской литературе. Исследователи отмечают, что не существует никаких убедительных следов присутствия этой молитвы в иудейской или христианской литературе, дающих представление о форме её литургического использования, но в то же время нет и явных свидетельств, позволяющих отнести её происхождение к гностическим кругам. К этой апокрифической молитве примыкает «Молитва Иосифа» («Oratio Joseph»), которая реконструируется на основе отдельных цитат из творений Оригена («Комментарий на Евангелие от Иоанна» и «Добротолюбие»). Небольшой фрагмент текста сохранился у Евсевия Кесарийского, всего известно девять строк (164 слова). «Молитву Иосифа» исследователи датируют концом II – начала III вв., её точное предназначение исследователям неясно (исследователи не исключают христианское происхождение данного апокрифа). По содержанию – это фрагмент беседы библейского патриарха Иакова, как полагают исследователи, со своим сыном Иосифом (ср. Быт. 48), чьё имя в тексте не упоминается.

 



 
PR-CY.ru