МОЛЕБЕН - Страница 6

Сохранились несколько славянских рукописей Минеи, соответствующих указаниям Евергетидского Типикона (благодаря введению евергетидской традиции в богослужение Сербской церкви Саввой Сербским на рубеже XII и XIII вв.) и характеризующихся помимо прочего особенностей наличием дополнительных канонов: не только для исполнения на утрене, но и для пения после вечерни, т.е. на паннихис (такие каноны надписаны: «на панахиде», или «на павечерници»). В будние дни постов, когда паннихис отменялась, её каноны переносились на повечерие. По мнению исследователей, закрепление паннихис как регулярно совершаемой службы в суточном круге Евергетидского и некоторых других византийских монастырей было связано с популярностью канона как гимнографического жанра. По мнению исследователей, большое число написанных византийскими гимнографами канонов было невозможно исполнять исключительно в рамках утрени, что привело к появлению обычая петь каноны и после вечерни. Впрочем, помимо этих общих соображений необходимо учесть, по мнению исследователей, и существование в Константинополе в разное время нескольких особенных традиций, связанных с почитанием Божьей Матери как Хранительницы византийской столицы, которые также могли стоять у истоков чина молебна. Так, ещё при Константинопольском патриархе Тимофее I (511–518 гг.) в Константинополе было установлено пятничное молитвенное шествие в честь Божьей Матери (по мнению исследователей, в подражание аналогичным шествиям в Иерусалиме из церкви на Сионе в Гефсиманию. Византийский историк XII в. Георгий Кедрин сообщает, что и в его время это «шествие, именуемое в церковнославянском переводе «моление тёплое», было еженедельным и совершалось из Влахернского храма (по мнению исследователей, сразу после происходившего там по пятницам «обычного чуда», состоявшего в поднятии завесы с образа Божьей Матери) в Халкопратийский. Ещё одно подобное шествие, с выносом большой процессионной иконы Божьей Матери, было установлено (и также по пятницам) императором Иоанном II Комнином (1118–1143 гг.). Оно описано в Типиконе Пантократорского монастыря 1136 г. (по мнению исследователей, нельзя исключать существования подражаний этим шествиям и в других местах). О чине службы, которая совершалась в конце шествия, исследователи судят по сохранившемуся в Дрезденском Апостоле описанию другого пятничного шествия – в честь великомученика Феодора Тирона. Служба, совершаемая вечером по пятницам, описана и в ряде южно-итальянских греческих богослужебных уставов, древнейшим из которых исследователи называют Мессинский Типикон 1131 г. Согласно этому Типикону, служба начиналась с возгласа «Благословенно Царство…» и трёх ектений: мирной и двух малых, после каждой из которых возглашали «Слава, и ныне» и пели богородичен; далее исполнялись: Пс. 142; «Бог Господь» и тропари (что сопровождалось каждением храма); молебный канон Божьей Матери с кондаком после шестой песни и с «обычными семью ирмосами» (см. ст. «Величит душа моя Господа», Катавасия) – после девятой; Трисвятое, по «Отче наш» – тропарь; сугубая ектения и окончание.

 



 
PR-CY.ru