МОЛЕБЕН - Страница 4

У этой книги был прототип – огромный цикл богородичных канонов, созданный митрополитом Евхаитским Иоанном Мавроподом (XI в.) и содержавший не только несколько полных комплектов канонов на все гласы, но и каноны на особые обстоятельства жизни: «Молебный при приближении тяжкой брани против Великого города [Константинополя]…», «благодарственный… по завершении сражения», «когда кого-то одолевают нечистые страсти», «над болящими», «молебный… от лица человека умирающего и не могущего говорить» (этот канон есть в современных богослужебных книгах и обозначается как «на исход души», его не следует смешивать с иным каноном «на исход души», или «о души судимей», который не является богородичным). Большинство богородичных канонов митрополита Иоанна Мавропода не изданы; их можно найти в рукописях – прежде всего, в обширных собраниях творений митрополита Иоанна Мавропода: XII (?) в. (полностью состоит из богородичных канонов), и первой половины XIV в. Впрочем, исследователи отмечают, что большинство канонов «Богородичника» не имеет тесной связи с молебном. В современной греческой традиции очень распространено пение канонов перед почитаемыми иконами Божьей Матери именно по чину общего молебна. Практически каждой такой иконе составлен отдельный молебный канон; обычно они издаются отдельными брошюрами, в которых приводится не только сам канон, но и полный чин общего молебна Божьей Матери с заменой обычных песнопений текстами, посвящёнными именно этой иконе. Согласно действующему уставу, на общем молебне Божьей Матери канон должен исполняться без ирмосов, с прибавлением после третьей и шестой песней особой двойной катавасии, а после девятой – «Достойно есть» и серии небольших песнопений. Последние в греческой традиции обозначаются как «величания», но в русской традиции термин «величания» используется в ином значении, а эти песнопения названы «богородичнами». Исследователи отмечают, что Тропари канона на молебен должны исполняться с так называемым молебным припевом в отличие от канона утрени, где в качестве припевов, согласно уставу, должны использоваться библейские песни. После катавасий после третьей и шестой песней канона произносится «малая», т.е. сокращённая, сугубая ектения, и поётся традиционное песнопение: после третьей песни – седален, а после шестой – кондак (в русской традиции может заменяться каким-либо акафистом). Вслед за кондаком после шестой песни возглашается прокимен, и читается Евангелие. За Евангелием, подобно утрене, следуют припевы и стихира после 50 псалма, а также молитва «Спаси, Боже…», 12-кратное «Господи, помилуй» и возглас «Милостию и щедротами…». После «Достойно есть» после девятой песни должно совершаться каждение храма (в греческой практике оно начинается уже на седьмой песне). Исследователи отмечают, что несмотря на помещение последования общего молебна в Часослов, Типикон ничего не говорит о его ежедневном совершении. Напротив, в девятой главе Типикона, посвящённой вседневному богослужению, «молебный канон» предписано исполнять в составе совсем иной службы: повечерия. При этом чин молебна всё же упомянут в главе 23 Типикона («о завесе святаго олтаря»), где он перечисляется среди служб суточного круга, и где предписано оставлять завесу открытой на протяжении всего молебна, что наделяет его статусом, превосходящим статус служб малых часов и сопоставимым с главными службами суточного круга – вечерней и утреней.

 



 
PR-CY.ru