МОЛЕБЕН

МОЛЕБЕН – в современной русской церковной терминологии обобщающее название целого ряда литургических чинов, имеющих различное происхождение и содержание и занимающих промежуточное положение между службами суточного богослужебного круга и требами. В современной традиции общим признаком молебна исследователи считают наличие в составе службы чтения Евангелия при одновременной факультативности этой службы (помимо молебна принятый ныне устав предписывает читать Евангелие лишь в составе важнейших чинов: Божественной литургии, праздничной утрени, вечерни (только несколько раз в году), царских часов, крещения, венчания, елеосвящения, монашеских постригов, чинов отпеваний). Впрочем, в составе молебна чтение Евангелия может иногда опускаться ради сокращения продолжительности службы, а словом «молебен» в повседневном словоупотреблении иногда обозначают и такие молитвенные чины, в которые не входит чтение Евангелия, что ещё больше затрудняет для исследователей классификацию. Исторически в центре молебна находилось пение гимнографического «молебного» канона. В современных изданиях Часослова приводится «Последование общего молебна» Пресвятой Богородице, которое должно служить в качестве образца совершения молебна как такового – с канонами не только Божьей Матери, но и праздников или святых. Помимо молебна с каноном к этой же категории служб исследователи относят «Последование малого освящения воды» (в современной греческой традиции чаще используется более краткое название), или «водосвятный молебен». Наконец, в синодальную эпоху в разряд молебнов были включены чины «молебных пений» по различным поводам. В современной русской приходской практике распространён обычай совмещения нескольких молебнов различных типов в единое комбинированное последование, фактически состоящее из фрагментов разных служб, нередко обозначающееся как «общий молебен». Исследователей не рекомендуют смешивать его с уставным общим молебном, порядок которого изложен в Часослове. Исследователи отмечают, что общий молебен Божьей Матери (согласно Часослову, а также приложению к Октоиху) по своей структуре напоминает чин утрени. Тот факт, что он содержится в Часослове, ставит его в один ряд со службами суточного круга. На это же может указывать определение «общий», что исследователи объясняют как «обычный», т.е. «повседневный», либо как «общественный». Таким образом, название общего молебна указывает на его частое совершение, подобно службам суточного круга, а возможно – и подчёркивает характер молебна как общинной службы, а не частной требы. Исследователи отмечают, что последование общего молебна из Часослова включает: начальный возглас «Благословен Бог наш…», Пс. 142 (в греческой практике после возгласа сразу начинается псалом, без каких-либо предварительных молитвословий; в русской практике перед псалмом, как правило, добавляется обычное начало), «Бог Господь» и тропари Божьей Матери Одигитрии, Пс. 50 и молебный канон Божьей Матери, с различными прибавлениями (в том числе с чтением Евангелия (Лк. 1:39–49, 56) после шестой песни). После окончания канона – Трисвятое, покаянные тропари, сугубая ектения, молитва Божьей Матери и отпуст.

 



 
PR-CY.ru