«МЕЛЬКИТСКИЙ РЕНЕССАНС» - Страница 3

«Ответ» митрополита Анастасия стал манифестом мелькитского самоутверждения. Автор подчёркивал, что антиохийские христиане наряду с другими православными народами (греками, русскими, грузинами, сербами, молдаванами, валахами и проч.) являются хранителями незамутнённого апостольского предания и учения отцов церкви. Этот трактат вызвал появление множества подражаний, а также ответного обличения со стороны католических миссионеров в 1630 гг. На протяжении столетия текст митрополита Анастасия многократно копировали, он оставался главным произведением мелькитской антилатинской полемики. К тому же периоду, ориентировочно к 1570–1580 гг., относится ряд анонимных сочинений, направленных на формирование позитивной самоидентификации мелькитской общины. В их числе – апокрифический рассказ о том, как современник арабских завоеваний VII в. Иерусалимский патриарх Софроний I был поставлен мусульманскими властями перед необходимостью выбрать самоназвание для своего исповедания, чтобы те могли отличать его приверженцев от несториан и яковитов. По молитве патриарха ему явился ангел, сообщивший искомое слово – «мелькиты» (букв. – «царские»), т.е. «идущие во след Царя Небесного». Другой неизвестный мелькитский книжник на основе устных преданий, перемешанных с мотивами средневековой православной и коптской агиографии, составил повествование о чуде, явленном через Александрийского патриарха Иоакима I (ум. в 1565/1567 г.). В этом сказании звучат явственные мотивы правоверия и богоизбранности мелькитской общины, её превосходства над мусульманами и иудеями. В те же десятилетия работали ещё несколько полузабытых мелькитских писателей (Михаил, епископ Аккарский; Малахия, епископ Евхаитский), а также книгописцев и собирателей книг (Халебский митрополит Григорий ибн Фудайль, священник Муса аль-Марманити). Характерной чертой «Мелькитского проторенессанса» было увлечение ранневизантийской монашеской традицией, которое нашло отражение как в переписывании памятников средневековой аскетической литературы, так и в стремлении возродить образ жизни древних подвижников. Такие попытки предпринимал в 1590 гг. имеон ад-Дирани, настоятель монастыря Кафтун на реке Эль-Джауз, впоследствии ставший первым игуменом монастыря Баламанд, а затем епископом Сайднаи. Подобное же аскетическое рвение привело в лавру святого Саввы Освященного в начале 1590 гг. молодых уроженцев Хамы Абд аль-Карима Карму (1572–1635 гг.) и Варлаама. Варлаам к концу жизни стал настоятелем саввинского подворья в Яссах, а Абд аль-Карим в 1612–1634 гг. занимал кафедру митрополита Халеба с именем Мелетий и в 1634–1635 гг. был Антиохийским патриархом с именем Евфимий II. Именно этого человека традиционно считали инициатором «Мелькитского ренессанса», однако исследователи полагают, что все литературные и просветительские проекты, связанные с Евфимием Кармой и его учениками, были задуманы на поколение раньше современниками патриарха Иоакима V Дау.

 



 
PR-CY.ru