«МЕЛЬКИТСКИЙ РЕНЕССАНС» - Страница 2

Уроженцы региона Триполи-Эль-Хусна доминировали в церковной и интеллектуальной жизни Антиохийской православной церкви конца XVI в., представители местной духовной и светской элиты христиан основали целый ряд монастырей на западном склоне хребта Ливан. В то же время непосредственные импульсы, стимулировавшие «Мелькитский ренессанс», исходили из монастырей Палестины – контактной зоны, где мелькиты взаимодействовали с носителями других православных культур: греками, грузинами, славянами. Именно там складывалась церковная карьера Иоакима (ум. после 1593 г.), уроженца деревни Эль-Куфур под Триполи, ставшего монахом лавры святого Саввы Освященного, а потом митрополитом Вифлеема. В 1579 г. митрополит Иоаким неудачно претендовал на Иерусалимский патриарший престол, в 1582–1584 гг. первым из арабов-христиан предпринял путешествие в Москву, чтобы испросить милостыню на нужды своей епархии. Широкий культурно-политический кругозор и тесное знакомство с греческой культурой подвигли его к масштабному проекту исправления арабской богослужебной литературы по греческим образцам в целях сохранения литургического единства православных народов. В 1589–1591 гг. митрополит Иоаким, находясь в монастыре Хаматура под Триполи, выполнил совместно с Триполийским митрополитом Михаилом новые арабские переводы гречского Типикона и ряда литургических текстов. Митрополиту Иоакиму принадлежит также фрагментарно сохранившееся описание Константинополя, составленное в целях просвещения соотечественников. Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581–1592 гг.), близко знавший митрополита Иоакима Вифлеемского и, в частности, встречавшийся с ним в Константинополе зимой 1584/1585 гг., последовал его примеру и в 1585–1587 гг. предпринял путешествие в Москву. Он был первым из ближневосточных иерархов, с кем русское правительство обсуждало вопрос учреждения в Москве патриаршества. В поездке Иоакима V Дау сопровождала группа близких к нему клириков, ряд которых взошли потом на архиерейские кафедры. Один из них (Иса – впоследствии митрополит Хамы) составил стихотворное панегирическое описание Московии, ставшее для двух поколений мелькитов основным источником сведений о северных единоверцах. Спутники патриарха Иоакима вынесли исключительно позитивное впечатление о Русском государстве и осознали истинный масштаб православной цивилизации. Это способствовало чёткому культурно-политическому самоопределению мелькитов, особенно актуальному перед лицом католического вызова. Папские легаты в первой половине 1580 гг. встречались с Иоакимом V Дау и его соперником патриархом Михаилом VI и обращались к ним с предложениями о принятии унии с Римом и введении григорианского календаря. После возвращения Иоакима V Дау из поездки в Москву его ближайший сподвижник митрополит Анастасий ибн Муджалла аль-Марманити (ум. в 1594 г.) обнародовал антилатинский полемический трактат в форме ответа на послание Римского папы, содержащий критику григорианского календаря и католических догматов.

 



 
PR-CY.ru