МАРОНИТСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 11

Следующий патриарх Юсеф IV аль-Акури (с 1644 г.) считается автором работы в защиту григорианского календаря, а также, по мнению исследователей, трактата о примате Римского понтифика. Однако в отличие от нескольких предыдущих предстоятелей Маронитской католической церкви он полагал нецелесообразным латинизировать маронитские традиции. Этой проблеме уделялось внимание на созванном им Соборе, где было решено не подтверждать некоторые из принятых раньше церковных правил. Кроме того, Собор существенно ограничил свободу действий католических миссионеров и Орденов в маронитских приходах. В XVII в. в Европе получили известность труды маронитских учёных и богословов. Так, выпускник маронитской коллегии Габриель Сионит (Гавриил Сионский; 1577–1648 гг.) был личным переводчиком французского короля Людовика XIII (1610–1643 гг.) и работал в Королевском коллеже при Французской академии. Он занимался переводами арабских и сирийских источников. Авраам Эккелленсис (аль-Хакилани; 1605–1664 гг.) был профессором Французской академии и университета в Риме. Оба учёных участвовали в подготовке так называемой Парижской полиглотты – многоязычного французского издания Библии (1628–1645 гг.). Ещё раньше в Риме началась работа над публикацией трёхтомной арабской Библии (издана в 1671 г.), в которой принял участие маронитский учёный Саркис ар-Риззи (1572–1638 гг.). В XVII–XVIII вв. престиж Маронитской католической церкви неуклонно укреплялся. Однако поддержка Папского престола и Франции не ограждала маронитов Северного Ливана от произвола и поборов турецких пашей, несмотря на официальные письма французских королей Людовика XIV (1649 г.) и Людовика XV (1737 г.), обещавших патриарху и всем маронитам Ливана своё покровительство. С середины XIX в. на эти полузабытые документы, а также на недостоверное письмо французского короля Людовика IX Святого (середина XIII в.) стали ссылаться французские публицисты для обоснования колонизаторских притязаний Франции на Ливан и Сирию. У французских и турецких властей особой поддержкой пользовался маронитский патриарх Истифан II ад-Дувайхи. Выпускник Маронитской коллегии, он заботился о просвещении паствы: учредил приходские школы при монастырях, открыл при Каннубинском монастыре духовную семинарию. В годы его правления был основан монашеский Орден (1695 г.), которому под именем Ливанского маронитского ордена суждено было сыграть важнейшую роль в истории Маронитской католической церкви; идейным вдохновителем Ордена был Халебский архиепископ Герман Фархат, языковед, библиограф, поэт. Ад-Дувайхи собирал и редактировал древние маронитские (сирийские) богослужебные тексты, описывал документы обширного патриаршего архива. Его перу принадлежат многие работы по истории маронитской общины. Именно он создал маронитский «национальный миф», который лёг в основу будущей ливанской историографии и маронитских представлений о самоидентичности. Первая половина XVIII в. была отмечена не только духовным расцветом маронитской общины, но и очередной кампанией Рима по латинизации маронитской обрядности. После низложения на епископском Соборе в 1710 г. патриарха Якуба IV Аввада патриарх Юсеф Мубарак не был утверждён папой Римским Климентом XI (1700–1721 гг.).

 



 
PR-CY.ru