ЛЮДМИЛА - Страница 4

Мастер Теодорих – автор росписи (до 1365 г.) в пространстве винтового лестничного всхода, ведущего в капеллу Святого Креста: на сводах – ангелы с музыкальными инструментами, плат святой Вероники; на стене справа – цикл из 28 эпизодов, повествующий о святом Вацлаве, слева – девять сцен из Жития Людмилы. В верхней части лестницы – композиция, объединяющая изображения многочисленных князей и княгинь из рода Пржемысловичей; все представлены коленопреклонёнными, с богослужебными книгами в руках. На южном фасаде собора святого Вита в Пражском Граде, украшенном мозаикой с композицией «Страшный Суд» (1370 гг.), Людмила представлена в центральном прясле вместе с другими святыми покровителями Чешской земли – Прокопием, Витом, Сигизмундом, Вацлавом, Адальбертом – в коленопреклонённом молении Христу в мандорле, которую несут ангелы; ниже – образы Карла IV и его жены Елизаветы Померанской. На Людмиле соответствующие средневековой традиции головной убор, верхнее платье синего цвета, нижнее – зелёное. В церкви великомученика Георгия в Праге, построенной сыном Людмилы князем Вратиславом I и ставшей усыпальницей рода Пржемысловичей, святая покоится в отдельной часовне. Скульптурное надгробие с изображением Людмилы было создано по заказу Карла IV во второй половине XIV в. немецко-чешским архитектором и скульптором Петером Парлером (1332/1333 – 1399 гг.): Людмила изображена в рост со сложенными на груди руками, в длинной, закрывающей всё тело накидке, с шарфом на шее и в традиционном головном уборе (в настоящее время оригинал надгробия, перемещённый в Национальную галерею в Праге, заменила копия). К позднеготическому периоду исследователи относят фресковое ростовое изображение святой на внутренней стороне арки при входе в часовню. О том, что художник ориентировался на икону мастера Теодориха, свидетельствуют огромные глаза, достаточно крупный нос и наличие такой детали иконографии, как шарф; монументальный облик святой передаёт общее спокойствие. При этом Петер Парлер создал извод, наделённый самостоятельными иконографическими чертами. Так, в правой руке святая держит пальмовую ветвь – известный с раннехристианского времени символ победы над смертью, а левой рукой придерживает за корешок закрытый кодекс. На южной стене часовни помещены сцены Жития Людмилы, написанные в первой половине XIX в. художником Йозефом Геллихом: причащение Людмилы (по католическому обряду) святым Мефодием Солунским; убийство Людмилы в замке Тетин; положение тела Людмилы в гроб у стены её вдовьего замка Тетин; перенесение мощей Людмилы из Тетина в Пражский Град. В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) под 16 сентября Людмилу предписывается изображать, как равноапостольных императрицу Елену или княгиню Ольгу. Так, в подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова говорится: «Святыя мученицы Людмилы, бабы святаго Вечеслава княза Чешскаго; на главе венец царский и плат, аки у Елены царицы, и ризы таковы ж». В русской традиции изображение Людмилы вошло в программу росписи Крестовоздвиженского собора в городе Тутаеве, выполненной артелью Гурия Никитина (не позднее 1675 г.). Образ святой в рост помещён на восточной грани северо-западного столба; Людмила облачена в княжеские узорчатые одежды, на голове – белый плат, в правой руке держит крест.



 
PR-CY.ru