ЛЮДМИЛА

ЛЮДМИЛА (около 860 – 921 гг.) – княгиня Чешская, мученица (память 16 сентября; память в Западной церкви 16 и 21 октября). Житие Людмилы, не сохранившееся до настоящего времени, написано в середине 970 гг., когда было создано Пражское епископство, нуждавшееся в своих святых покровителях. К такому заключению пришли исследователи, изучавшие материалы, посвящённые Людмиле. Литературным образцом для этого Жития послужило Житие Эммерама (Имрама), баварского святого из Регенсбурга. Извлечениями из этого несохранившегося Жития стали краткое Житие Людмилы, начинающееся словами «Fuit in provinciae Boemorum», и Житие Людмилы в составе древнерусского Пролога. Более широко этот источник был использован в сочинении 990 гг. – «Кристиановой легенде», где текст источника подвергся стилистической переработке. Сведения о Людмиле содержатся также в Житиях её внука, святого Вацлава (Вячеслава): в Житии, начинающемся со слов «Crescente fide», написанном в конце X в. Мантуанским епископом Гумпольдом, и в «Легенде Никольского» – компиляции XI в., в числе источников которой, как полагают исследователи, был более полный текст «Crescente...». Важные сведения содержит и славянское Житие святого Вацлава, сохранившееся в древнерусских списках. В легенде «Fuit...» указано, что Людмила умерла на 61-м году жизни, следовательно, она родилась около 860 г. В источниках сведения о её происхождении расходятся. В «Кристиановой легенде» говорится, что она была дочерью Славибора, князя племени «пшован» (на территории современной Чехии, в районе города Мельник), в проложном Житии Людмилы – дочерью сербского князя, правителя лужицких сербов. По мнению исследователей, она вступила в брак с Борживоем, князем племени чехов, в середине 870 гг. Борживой был крещён равноапостольным Мефодием при дворе Святополка Великоморавского, как полагают исследователи, в начале 880 гг. Вместе с ним или вскоре после его возвращения в Чехию крестилась и Людмила. Источники сохранили мало сведений о жизни Людмилы в годы правления Борживоя (ум. до 890 г.), а затем сыновей его и Людмилы – Спитигнева и Вратислава I. Отмечаются лишь её благотворительность, на которую уходили доходы от выделенного ей имущества, и её покровительство священникам, из которых особенно близким к Людмиле был пресвитер Павел. Сведения о Людмиле появляются в источниках, лишь когда говорится о воспитании сына Вратислава Вацлава (впоследствии был прославлен в лике святых). В тексте славянского Жития святого Вацлава («Востоковской легенде») сообщается о том, что Людмила отдала внука «учити книгам словенским», т.е. славянской грамоте. Известие это уникально и позволяет исследователям объяснить последующие события, отражённые в ряде агиографических источников.  Как рассказывается в «Кристиановой легенде», после смерти князя Вратислава собравшаяся в Праге чешская знать передала его сыновей, Вацлава и Болеслава, на воспитание Людмиле. Это вызвало резкое недовольство вдовы покойного князя Драгомиры и близких к ней представителей знати. Драгомира опасалась, что Людмила воспользуется своим положением, чтобы захватить власть. Кроме того, в текстах Житий Вацлава говорится, что она была недовольна тем воспитанием, которое получил под надзором Людмилы Вацлав.

 



 
PR-CY.ru