ЛЮДМИЛА - Страница 2

Наиболее полно опасения Драгомиры переданы в тексте «Легенды Никольского»: «...Ему не подобает князю быти, отвращен есть от клирик и от свекрови моея, и есть яко и мних». Как сообщают Жития Людмилы и «Кристианова легенда», Людмила (как полагают исследователи, после имевших место столкновений) удалилась вместе с близкими к ней священниками во главе с Павлом в город Тетин на земле «пшован» (вероятно, её владения). Описанию последующих событий в Житиях Вацлава и «Кристиановой легенде» предшествует рассказ о видении Вацлава, в котором он увидел разорённый и разрушенный дом священника Павла, и святой воспринял этот сон как предвестие будущих несчастий, грозящих Людмиле и священникам. О дальнейших событиях сказано кратко в Житиях святого Вацлава и более подробно – в кратких Житиях Людмилы и «Кристиановой легенде». Драгомира послала в Тетин отряд воинов во главе с её приближёнными Туной и Гомоном, чтобы убить Людмилу. Предвидя то, что произойдёт, Людмила велела священнику Павлу совершить службу, затем исповедалась и причастилась. 15 сентября 921 г. воины Драгомиры ворвались во двор дома Людмилы. Во всех трёх текстах говорится, что Людмила просила усечь её мечом, но убийцы её задушили. В «Легенде Кристиана» и «Fuit...» речь идёт об удушении княгини верёвкой, но в проложном Житии Людмилы утверждается, что она была задушена своим платком или повязкой (по другим сведениям – шарфом). Впоследствии часть головного убора хранилась в храме великомученика Георгия вместе с мощами святых. Священники, близкие к Людмиле, бежали, их имущество было разграблено. Как отмечено в проложном Житии Людмилы, она была похоронена у городской стены; на месте её погребения неоднократно видели горящие свечи, а слепой прозрел, прикоснувшись к месту захоронения. В «Кристиановой легенде» также отмечено, что от мощей Людмилы исходило благоухание. Драгомира, которой стало известно о чудесах, приказала поставить над могилой Людмилы храм архангела Михаила, чтобы чудеса приписывались действию находящихся в храме мощей святых. Если об убийстве Людмилы, хотя и кратко, сказано в Житиях святого Вацлава, то о перенесении по повелению святого останков Людмилы в Прагу упоминается лишь в проложном Житии Людмилы и более подробно – в «Кристиановой легенде». Здесь сообщается, что посланные князем люди во главе со священником Павлом 19 октября 925 г. вскрыли могилу, убедились в нетленности останков, а 21 октября их доставили в Прагу. Здесь 10 ноября мощи были торжественно захоронены в храме великомученика Георгия, освящённом духовенством из Регенсбурга. При перенесении в храм останков произошло ещё одно чудо – распрямился сгорбленный человек. На развитие почитания Людмилы сыграло роль то, что в середине 970 гг. храм великомученика Георгия был передан женскому бенедиктинскому монастырю, где первой аббатисой стала сестра чешского князя Болеслава II. Память Людмилы отмечалась в день её смерти (16 октября) и в день перенесения её мощей. Изучение наиболее ранних месяцесловов показало, что первоначально второй праздник считался более важным. В «Кристиановой легенде» в начале повествования Людмила и её внук Вацлав обозначены как главные чешские святые. Однако культ Людмилы как общечешский утвердился не сразу.

 



 
PR-CY.ru