ЛЮБОВЬ - Страница 5

В феноменологически-аксиологической антропологии Макса Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Максу Шелеру, «порядок любви» («ordo amoris»), или его «этос». Именно как «существо любящее» («ens amans») человек может быть «существом познающим» и «существом водящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершённая любовь к Богу; как таковая она (наряду с ненавистью) представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила систематическое развитие в книге «Метафизика любви» («Das Wesen der Liebe») Дитриха фон Гильдебранда – наиболее фундаментальном в XX в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно – как ценность сама по себе), Дитрих фон Гильдебранд сознательно противопоставляет своё понимание платоновскому, согласно которому любовь – это тоска по совершенству. По Дитриху фон Гильдебранду, любовь характеризуется установками на единение («intentio unionis») и на благожелательность («intentio benevolentiae»). Посредством «intentio unionis» происходит преодоление эгоизма; как «intentio benevolentiae» любовь отличается от уважения, почтения, восхищения – при очевидном сохранении своей личности любящий дарит себя любимому и как бы говорит: «Я – твой». Революционизирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология Зигмунда Фрейда, хотя он и не привнёс новых идей в понимание её сути. З. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен «Я-либидо», в отличие от «объект-либидо», получил название нарциссизма – своеобразно выраженного себялюбия. Либидо – это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но и всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах З. Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслится в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придаёт жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Зигмундом Фрейдом, Эрих Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь» – созидательная и творческая сила, проявляющаяся, главным образом, в заботе, ответственности, уважении и знании; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углублённый психологический анализ позволил последователям Зигмунда Фрейда (Карен Хорни, Эриху Фромму, Эрику Хомбургеру Эриксону и др.) развёрнуто представить феноменологию любви, в том числе в разнообразии её аберраций.



 
PR-CY.ru