ЛЮБОВЬ

ЛЮБОВЬ – в самом общем смысле – отношение к кому-либо или чему-либо как безусловно ценному, объединение и соединённость с кем (чем) воспринимается как благо, т.е. одна из высших ценностей. В более узком смысле любовь (если не принимать во внимание разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, состояниям и опытам, например, сластолюбие, сребролюбие, властолюбие, любомудрие и т.д.) – это отношение к другой личности (или, по крайней мере, индивидуальности). Различным значениям, выражаемым в современных европейских языках, как правило, одним словом «любовь», в древних языках соответствовали специальные термины: чувственная любовь-желание обозначалась словами «kāma» (санскр.), «эрос» (греч.), «amor» (лат.), «‘ишк̣» (араб.); дружеская любовь (см. Дружба) – словами «sneha», «priyatā» (санскр.), «филия» (греч.), «delictio» (лат.), «с̣ада̄к̣а» (араб.); любовь-милосердие – словами «prema» (санскр. индуизм), «karuṇā» (санскр. буддизм), «ḥesed» (евр.), «агати» (греч.), «caritas» (лат., восходящее к греч. – «благодеяние»), «рах̣ма» (араб.). В живых европейских языках также есть различные понятия и термины, аналогичные вышеприведённым, например, в русском – «вожделение», «дружелюбие», «сострадание» («жалость»), «милосердие», «благоговение». Параллельно допустимое совмещение различных значений в одном слове «любовь» отражает интуицию глубокого родства между различными опытами душевной и духовной активности человека: любовь всегда выступает целестремительной и соединительной силой. С точки зрения нравственной философии любовь – сложное явление, простые элементы которого суть: 1) жалость, преобладающая в родительской любви; 2) благоговение (pietas), преобладающее в сыновней любви и вытекающей из неё религиозной; 3) присущее исключительно человеку чувство стыда, которое в соединении с двумя первыми (жалостью и благоговением) образует человеческую форму половой или супружеской любви (материя же ей даётся физическим влечением, актуальным и потенциальным). В истории религий любовь дважды получала первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения – в языческом фаллизме (ещё сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские шактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность этому, как идеальное начало духовного и общественного единения – в христианской агапе. Уже в пророческих книгах Ветхого Завета отношение между Богом и избранной народностью изображается преимущественно как супружеский союз (и отступление народа от своего Бога – не иначе, как блуд). В Новом Завете эта идея переносится на Христа и церковь, и завершение истории изображается как брак «Агнца» с Его невестой – просветлённой и торжествующей церковью «Нового Иерусалима», соответственной чему и земные представители Христа (епископы) ставятся в такое же отношение к местным общинам (отсюда выражение «вдовствующая церковь»). Таким образом, идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь.

 



 
PR-CY.ru