ЛАВРЕНТИЙ - Страница 4

В соборе хранилась и панагия Лаврентия «из камня фиатиста, в котором вырезан образ Богородицы Печерские, на золотом окладе 6 изумрудов и 175 жемчужных зерен и вверху Нерукотворный образ на лазоревом яхонте и украшенный жемчугом». В Благовещенском соборе хранился богатый саккос, подаренный Лаврентию братьями Строгановыми. В период архиерейства Лаврентия ненадолго расширились границы епархии. В 1658 г. патриарх Никон (Минов) передал из Патриаршей области в управление Казанского митрополита город Симбирск с десятиной (18 церквей и три часовни) с причтом и всеми доходами. По наблюдениям Ивана Михайловича Покровского, это был уникальный «случай аренды» целой десятины, за что митрополит ополичий стряпчий В. Воронов внёс в патриаршую казну годовую плату в размере 50 руб. Однако вскоре последовала челобитная «симбирских попов» на Лаврентия, причиной которой, по мнению И.М. Покровского, стали финансовые противоречия: в Патриаршей области размер дани на протяжении всего XVII в. был меньше, чем в других епархиях. Дело тянулось около года, а 31 августа 1659 г. царским указом Симбирская десятина была возвращена в ведение Патриаршего Казённого приказа. Симбирск окончательно вошёл в состав Казанской митрополии лишь по указу патриарха Иоасафа от 5 июля 1668 г. Лаврентий не раз проявлял себя как эрудированный книжник. В январе 1665 г. подготовил ответ на царскую грамоту от 28 декабря 1664 г. о возможности поставления инока, принявшего схиму, в архиерейский сан. Аналогичный запрос был направлен также Новгородскому, Смоленскому и Тверскому владыкам. Аргументируя свою позицию ссылками на «Кормчую книгу», сочинения апостола Павла, Василия Великого, Иосифа Волоцкого, Лаврентий дал отрицательный ответ: «Мню, восприимшаго священноинока великий образ иноческий… нелепо поставити во архиерейство», поскольку монашеские обеты требуют “ученичества, а не учительства”». Современные исследователи атрибутируют Лаврентию канон и стихиры Казанскому архиепископу Герману (ум. в 1567 г.), канон на перенесение мощей Гурия Казанского (ум. в 1563 г.). По поручению Лаврентия иноком свияжского Успенского монастыря Иоанном было составлено Житие святого Германа. Служение Лаврентия пришлось на не спокойное для страны и края время, что требовало от архиерея значительного напряжения сил. В 1659–1660 гг. на войну с Крымским ханством были отправлены казанские домовые дети боярские (из которых 17 были убиты), а с ними до 2 тыс. воинов. В начале 1660 гг. восточная часть Казанского края была затронута башкирским восстанием, в 1669–1671 гг. значительную территорию епархии охватило восстание Степана Тимофеевича Разина, практически отрезав Казань от центра страны. К этим бедам добавился сильный пожар 1672 г. в Казани, когда не только сильно выгорел кремль с новым архиерейским домом, но и разбились упавшие колокола Благовещенского собора. Лаврентий скончался в Казани, приняв перед смертью схиму. Погребён в казанском Благовещенском кафедральном соборе. Во время перестройки собора в 1841–1846 гг. тело Лаврентия было перенесено в склеп под главным алтарём.



 
PR-CY.ru