ЛЬВОВСКАЯ и ГАЛИЦКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 5

В 1583 г. католики предприняли попытку насильственного внедрения григорианского календаря, что, по сути, стало одним из инструментов латинизации, т.к. нарушало богослужебную практику православной церкви. На активное противодействие православных власть ответила жестокими притеснениями во Львове и в епархии, закрытием церквей, избиениями верующих и арестами. Во Львове со времени выхода в свет в 1574 г. «Апостола» диакона Ивана Фёдорова регулярно печатались учебники, богословские и полемические труды, богослужебная литература. После смерти печатника его переданную в залог типографию по инициативе епископа Гедеона (Балабана) выкупило Львовское Успенское братство. Антиохийский патриарх Иоаким V во время пребывания во Львове 15 января 1586 г. обратился к верующим с призывом помочь пожертвованиями «братчикам», которые «купили друкарню писма словенского и греческого». На Брестских Соборах 1591–1594 гг. обсуждалась необходимость исправления и издания книг, осуществление этой задачи было поручено епископу Гедеону (Балабану). Епископ понимал, что основание епархиальной типографии во Львове может вызвать резкое сопротивление со стороны латинской иерархии и вызвать обвинения в нарушении цеховых монополий, поэтому типографии были основаны в Стрятине и Крылосе (1602–1606 гг.), в частном шляхетском имении и под наблюдением племянника епископа – Ф. Балабана. После издания нескольких книг («Служебника», «Требника») Стрятинская типография просуществовала недолго. После смерти епископа и его племянника её выкупило Киевское братство, она была перевезена в Киев, где начал книгопечатание архимандрит Елисей (Плетенецкий). На время служения епископа Гедеона (Балабана) пришлись первые визиты восточных патриархов на западнорусские земли и предоставление ими патриарших грамот: в 1585–1586 гг. – Антиохийского патриарха Иоакима и в 1589 г. – Константинопольского патриарха Иеремии. Антиохийский патриарх Иоаким, проведя ряд соборных совещаний и встреч с духовенством и мирянами во Львове, поддержал членов Львовского Успенского братства, способных, по его мнению, упорядочить церковную жизнь, и утвердил устав братства (январь 1586 г.). Константинопольский патриарх Иеремия также поддержал Львовское Успенское братство в его желании выйти из-под власти епископа Гедеона (Балабана): на Тарнопольском Соборе, где был рассмотрен спор епископа Гедеона (Балабана)  со Львовским Успенским братством, соборным и патриаршим решением епископ был лишён права назначать священников ставропигиального Успенского храма, вмешиваться в дела братского Свято-Онуфриевского монастыря. Братство получило грамоту с подтверждением своих прав и угрозой анафемы каждому, кто осмелился бы их нарушить. Епископ Гедеон (Балабан) не оставил попыток поставить братство под контроль, что привело к появлению постановлений Брестского и Новогрудского архиерейских Соборов 1594 г., согласно которым Львовский епископ должен был быть отстранён от кафедры. Однако всё более активное вмешательство мирян в управление церковью вызывало недовольство и других архиереев, и уже в феврале 1595 г. епископ Гедеон (Балабан) был полностью восстановлен в правах.

 



 
PR-CY.ru