ЛУКИАН - Страница 3

О литературной деятельности Лукиана сохранились сведения Иеронима Стридонского: «Лукиан, муж красноречивейший, пресвитер Антиохийской Церкви, столько потрудился в изучении Писания, что некоторые списки книг Писания доселе именуются Лукиановскими. Известны его небольшие книги о вере (de fide libelli) и краткие послания к некоторым лицам (breves ad nonnulos epistolae)». О посланиях Лукиана есть упоминания в лексиконе «Суда», в «Житии Лукиана», а также в «Пасхальной хронике», где приводится фрагмент одного из них, написанного из Никомидии в Антиохию в 303 г. (в нём сообщается о мученической кончине епископа Анфима). Исследователи полагают, что под «книгами о вере», о которых пишет Иероним Стридонского имеются в виду Символ веры и апология Лукиана. Так называемый лукиановский Символ веры был взят за основу второй вероисповедной формулы Антиохийского собора 341 г. Созомен рассказывает о том, как евсевиане (т.е. сторонники епископа Евсевия Никомидийского) низложили на этом Соборе Афаансия I Великого и о составленном ими Символе веры, в котором не упоминалось слово «единосущный» на том основании, что оно не встречается в Священном Писании. Этот символ (или первая вероисповедная формула) отличался догматической неопределённостью, потому что не давал понять, совечен ли Сын Божий Богу Отцу или нет. Исследователи полагают, что неудовлетворённые этим текстом собравшиеся епископы впоследствии издали другой, по мнению Созомена, во всём согласный с учением никейских отцов. Это новое исповедание веры они приписывали Лукиану. «Правду ли они говорили, или своё собственное сочинение возвышали авторитетом мученика, сказать не могу», – отмечал Созомен. В этом символе Сын Божий хотя и не назывался единосущным Отцу однако признавался «непреложным и неизменным по божеству, неотличным Образом сущности, воли, силы и славы [Божьей] и Перворождённым всей твари». Исследователи отмечают, что наиболее значимым в символе Лукиана было выражение «неотличный образ» сущности Отца, которое прямо подводило к никейскому учению о Единосущии. К недостаткам символа исследователи относят скрытый субординационаизм: Лица Святой Троицы различаются не только по Ипостасям, но и в чине и славе, «откуда можно заключить, что Сын и Дух имеют меньше славы и чина, чем Отец».

 



 
PR-CY.ru