ЛИТИЯ - Страница 2

В связи с заупокойным характером этой службы она получила в русской традиции название заупокойной литии (в греческих церквах она называется «заупокойное Трисвятое»). Эта лития в установленное Типиконом время, как правило, не совершается, но в современной практике Русской православной церкви её часто служат после окончания литургии, иногда по просьбе отдельных молящихся, т.е., по сути, она превратилась в требу. Заупокойный характер этой литии, как полагают исследователи, обусловлен обычаем древних монастырей (Студийского и афонских) погребать в притворе ктиторов монастыря и совершать их ежедневное поминовение при выходе из храма после богослужения. На Светлой седмице лития после окончания утрени совершается не в притворе, а вне монастыря; она сопровождается преднесением хоругвей, участники литии также несут в руках Евангелие, крест и иконы; т.е., по сути, лития представляет собой крестный ход (это богослужение в отличие от вседневной литии совершается по чину молебна с пением канона и чтением Евангелия). Согласно современному Типикону, лития на вечерне является обязательным элементом каждого всенощного бдения. Тем не менее, в практике Русской православной церкви (за исключением некоторых монастырей) она совершается лишь в великие праздники (в частности, в двунадесятые и храмовые) и является признаком особой торжественности богослужения. Лития предполагает исхождение в притвор, включает пение стихир и молитвы. В русском восприятии с литией неразрывно связывается обряд благословения хлебов, что исследователи считают заблуждением, поскольку благословение хлебов представляет собой самостоятельный чин, так что используемые в обиходе обозначения «литийница», «литийный хлеб (литийные хлеба)» исследователи считают некорректными. Обычай совершать литию на воскресном всенощном бдении происходит из лавры Саввы Освященного. В одной из самых ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава, содержащейся в рукописи XII–XIII вв., чин литии описан следующим образом: на вечерне после возгласа просительной ектении совершается исхождение в «Богозданный» храм (т.е. в пещеру) c пением мученичных стихир Октоиха по гласу; там произносится краткая сугубая ектения; затем следует переход в храм Иоанна Предтечи с пением соответствующей стихиры, игумен или служащий священник раздаёт братии елей и произносит краткую сугубую ектению; затем с пением стихиры преподобного Саввы на глас Октоиха (как полагают исследователи, выбирается подходящая по гласу стихира святого) процессия направляется к могиле преподобного Саввы, все располагаются в ограде, священник кадит могилу святого, братию и произносит ектению, на которой по диптиху поминаются все игумены монастыря, начиная с преподобного Саввы и заканчивая действующим, братия в это время поёт «Господи, помилуй»; затем иерей произносит молитву «Спаси, Боже, люди Твоя», братия отвечает 50 раз «Господи, помилуй»; вслед за этим иерей поминает царей и тех, кто записан в диптихе, после чего следуют возглас священника и призыв приклонить головы, монахи преклоняют колена, а иерей в это время читает молитву «Яко многомилостиве Господи»; после окончания молитвы все встают и с пением воскресных стихир на стиховне возвращаются в храм.

 



 
PR-CY.ru