ЛИТИЯ

ЛИТИЯ – богослужение (или его часть), предполагающее шествие по храму или вне его. В современном богослужении Русской православной церкви существуют вседневная (так называемая заупокойная) лития и лития как элемент всенощного бдения; формально литией являются также крестные ходы. Греческое слово «лития» в значении молитвы, просьбы (в том числе обращенной к божеству) исследователи встречают уже в античных источниках. В христианском лексиконе оно первоначально употреблялось в таком же значении, но с V в. также использовалось для обозначения молитвенных прошений в контексте литургических процессий, а в X в. стало техническим термином для обозначения самих этих процессий (например, см. Типикон Великой церкви и «О церемониях» Константина VII Багрянородного). В памятниках кафедрального богослужения Константинополя (Типиконе Великой церкви и «О церемониях» Константина VII Багрянородного) термином «лития» обозначаются пешие процессии по улицам города исключительно литургического характера; они сопровождались псалмопением, гимнами и молитвенными прошениями (ектениями); эти процессии были непосредственно связаны со стациональным богослужением Константинополя. Согласно Типикону Великой церкви IX–XI вв., литии совершались в дни памяти чтимых и местных святых, в дни, когда отмечалась память избавления от нашествий врагов, катаклизмов (в частности, землетрясений), когда праздновались обновления (т.е. даты освящений) церквей, некоторые двунадесятые и великие праздники (например, Сретение, Успение, Благовещение, Рождество Иоанна Предтечи). В монастырских уставах студийской традиции лития назначается на Благовещение Пресвятой Богородицы, в Вербное воскресенье, на Светлой седмице. В эти дни предполагается хождение по храмам внутри обители либо вокруг монастыря. Кроме того, в Студийском монастыре в день памяти Феодора Студита (11 ноября) на повечерии и после пения стихир на хвалитех на утрене совершалась лития у раки преподобного (исследователи не исключают, что лития у раки преподобного служилась ежедневно, подобно тому как в основанном патриархом Алексием Студитом Успенском монастыре после смерти его основателя у его гробницы должна была ежедневно после окончания повечерия и утрени совершаться заупокойная лития). В Иерусалимском уставе лития является обязательным ежедневным богослужением: по характеру она бывает вседневная (заупокойная) и воскресная, праздничная. Согласно девятой главе современного Типикона, ежедневно вечернее и утреннее богослужение должно заканчиваться литией. После отпуста вечерни или первого часа и после того как пропеты многолетны, священник с кадилом в предшествии двух свещеносцев исходит в притвор при пении стихиры храма. После окончания стихиры, если лития служится после утрени, читается «Оглашение» Феодора Студита (т.е. одна из бесед преподобного, посвящённая порядку жизни в монастыре), после которого поётся тропарь преподобному. Затем священник, облачившись в епитрахиль, возглашает «Благословен Бог наш», следует Трисвятое после«Отче наш», далее поются заупокойные тропари, священник произносит заупокойную сугубую ектению, затем следуют возгласы и отпуст; после отпусте поётся «Вечная ваша память…».

 



 
PR-CY.ru