ЛИТИЯ - Страница 4

В праздники, предполагающие совершение литии, поются стихиры литии, помещённые в праздничной службе на ряду. Стихиры литии в отличие от других видов стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне, на хвалитех) поются вовсе без стихов. Прошения литии, перемежающиеся с многократным «Господи, помилуй», по форме близки к сугубой ектении. Согласно Типикону, в конце воскресной и праздничной утрени заупокойной литии не положено – в воскресные дни вместо неё совершается исхождение в притвор с пением самогласной стихиры (выбор стихиры в тех случаях, когда она не регламентирована Типиконом, зависит от екклесиарха), где читается «Оглашение» преподобного Феодора Студита, после чего поётся тропарь преподобного Феодора Студита, и бывает расход. На Пасху вместо «Оглашения» преподобного Феодора Студита читается огласительное слово Иоанна Златоуста, и поётся его тропарь, ещё до окончания утрени. Согласно Типикону, в некоторые праздники назначаются особые литии, предполагающие выход за пределы монастыря: на Благовещение Пресвятой Богородицы, на Вход Господень в Иерусалим; в понедельник и среду Светлой седмицы после окончания первого часа. Традиция совершения крестных ходов идёт от константинопольского кафедрального богослужения: в Константинополе такие литургические процессии совершались в дни катаклизмов (прежде всего, землетрясений), нашествия врагов, эпидемий, могли носить благодарственный характер или быть приурочены к особым торжествам (например, освящению церквей), причём ежегодно в дни памяти этих событий также совершалась лития. Крестные ходы были неотъемлемой частью кафедрального богослужения на Руси до XVII в. включительно. Например, в Москве они имели, как правило, следующий маршрут: из Кремля на Лобное место, где читалось Евангелие, и далее в одну из московских церквей. Фактически их порядок имитировал литию в древнем Константинополе, где процессии из храма Святой Софии отправлялись сначала на форум (городскую площадь – её и изображает Лобное место), а затем в одну из церквей византийской столицы. Но в отличие от Константинополя в Москве лития совершалась не до, а после Божественной литургии. В современных стандартных изданиях Большого Требника Русской православной церкви содержится специальный чин, предназначенный для совершения подобных крестных ходов, – «Последование в различныя литии и бдения молебнов» (в современной практике почти не используется). Он начинается возгласом священника, затем следуют начало обычное и Пс. 142, мирная ектения и «Бог Господь» с покаянными тропарями; далее поются три псалма с припевом к каждому стиху; после окончания каждого из псалмов священник произносит соответствующую молитву (о бездождии, об избавлении от врагов и т.п. – в зависимости от потребности) и малую ектению; после исполнения трёх псалмов поются степенны антифоны четвёртого гласа «От юности моея», «Всякое дыхание», читается соответствующее Евангелие и поётся соответствующий канон; завершается чин молитвой и отпустом. Структура чина, в основе которой лежат три псалма с особыми припевами, перемежающиеся с молитвами и ектениями, сближает его с песненным последованием, к которому он, как полагают исследователи, и восходит.



 
PR-CY.ru