ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 8

19 октября (четвёртое деяние Собора) продолжилось чтение текстов монофелитов. В большой речи при открытии заседания папа Мартин резюмировал выслушанные ранее свидетельства. Он отметил противоречивость позиции ересеархов, которые сначала ревностно учили об одном действии Христа, а затем в «Эктесисе» запретили использовать это выражение, фактически анафематствовав самих себя. Он указал также, что необходимо прежде вынесения приговора для сравнения прочитать касающиеся этого вопроса изречения святых отцов и учение пяти Вселенских соборов. Бенедикт, епископ Аяччо, попросил добавить к обвиняемым Павла Константинопольского. Тогда по настоянию «всех епископов» зачитали послание Павла папе Теодору и составленный им «Типос», после чего «святой Собор» сказал, что, хотя «Типос» преследовал благую цель (унять раздоры), но дурно исполнил её, смешав православное и неправославное учения и вступив в противоречие со святыми отцами. Далее заслушали исповедания веры Вселенских соборов: Никейский Символ веры, Никео-Константинопольский Символ веры, двенадцать анафематизмов Кирилла Александрийского (названные в латинском тексте актов «символом 200 отцов в Эфесе»), Халкидонский орос и четырнадцать анафематизмов пятого Вселенского собора. Завершилось заседание пространной речью Максима Аквилейского, который заявил, что учение Кира, Сергия, Пирра и Павла имплицитно осуждено в анафемах против Ария, Аполлинария, Феодора Мопсуестийского и Нестория, также учивших об одной воле и об одном действии Христа. Они приходят к отрицанию во Христе совершенных божества и человечества и отвержению Халкидонского собора, и хотя ссылаются на слова «Томоса» папы Льва I Великого: «Та и другая природа (natura) действует в общении с другой так, как ей свойственно», но придают им произвольное и ложное значение, поскольку эти слова указывают на два природных действия Христа в их «неслитном и нераздельном единстве». 31 октября (пятое деяние Собора) – самое пространное деяние, отмеченное особенно продуманной «архитектурой», в богословском отношении является «центром тяжести» Латеранского собора 649 г. При его открытии папа Мартин объявил о готовности представить святоотеческие сочинения, но прежде по предложению Леонтия, епископа Неаполя, зачитали постановление пятого Вселенского собора (третье деяние) о необходимости следовать учению Вселенских соборов и святых отцов с перечислением двенадцати избранных отцов. Далее перешли к чтению обширного святоотеческого флорилегия, включающего цитаты Амвросия Медиоланского, Августина Блаженного, Василия Великого, Амфилохия Иконийского,  Григория Нисского, Григория Богослова, Кирилла Александрийского, Льва I Великого, Афанасия I Великого, Иоанна Златоуста, Феофила I Александрийского, Епифания Кипрского, Севериана Габальского, Илария Пиктавийского, «Ареопагитик», Псевдо-Иустина, Псевдо-Кирилла Иерусалимского, Ефрема Антиохийского, Иоанна Скифопольского и Антиохийского патриарха Анастасия I Синаита. Флорилегий разделён на несколько тематических частей. В первых двух отделах, озаглавленных «О природных действиях» (34 цитаты) и «О природных волях» (десять цитат), показано, что для святых отцов тождество природы или сущности предполагает тождество действия и воли, а различие природ – различие действий и воль; воля является «сопутствующей» по отношению к природе.

 



 
PR-CY.ru