ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 13

Его извещали об осуждении новой ереси, вся ответственность за «Типос» возлагалась на патриарха Павла; высказывались прошение издать указы против еретиков к славе церкви и целости государства и пожелание процветания и побед над варварами. В Риме понимали, что, несмотря на предельно корректную форму письма, мало надежд, что оно будет принято адресатом благосклонно. Поэтому папа обратился с частным посланием к Аманду, епископу Моза-Траекта (ныне Маастрихт), в котором настойчиво просил того провести во франкском королевстве Австразия Соборы для осуждения монофелитства и ходатайствовать перед королём Сигибертом III о направлении в Рим делегации франкских епископов, которые затем вместе с послом папы отправились бы к императору для вручения ему постановлений франкских Соборов и Латеранского собора 649 г. (однако у исследователей нет свидетельств тому, что эти просьбы имели результат). Особое послание было направлено Карфагенской церкви. Папа Мартин стремился донести решения Латеранского собора 649 г. и до восточных областей. Несколько греческих монахов, которые жили в Риме, были делегированы с письмом к Иоанну, епископу Филадельфии, папскому викарию в Палестине, чтобы доставить ему соборные акты. Еще восемь посланий были адресованы восточным епископам, игуменам и императорскому чиновнику в Палестине Петру. О результатах этой миссии также ничего не известно (по мнению исследователей, её выполнению воспрепятствовали арабские нашествия. Четыре года спустя (653 г.), через год после смерти Олимпия, под предлогом государственной измены папа Мартин и Максим Исповедник были арестованы. Арест, ссылка и кончина главных действующих лиц Латеранского собора 649 г. делали неизбежным созыв шестого Вселенского собора. Однако Латеранский собор 649 г. сыграл важную роль в поддержке православных и подготовил окончательную победу над монофелитством, а его догматические формулировки по некоторым оценкам даже превосходят «по ясности и силе» решения шестого Вселенского собора. Последний обходит Латеранский собор 649 г. молчанием как нелегальный с точки зрения императорского права, но он сохранял учительный авторитет для Римской церкви, что исследователи видят из послания папы Агафона и Собора римских епископов императору Константину IV (680 г.), где в подтверждение учения о двух волях и двух действиях Христа говорится, что «это правило чистого, кафолического и апостольского исповедания» провозгласил «святой Собор, бывший при апостольской памяти папе Мартине». На Востоке влияние Латеранского собора 649 г. и его поддержка православию определялись, прежде всего, стойкостью Максима Исповедника и его учеников. Преподобный Максим Исповедник в ссылке имел копию актов Латеранского собора 649 г. Он не только пользовался ими для опровержения монофелитства, но и защищал перед своими оппонентами авторитет Латеранского собора 649 г., ставил его в один ряд с пятью Вселенскими соборами и продолжал именовать «святым апостольским». На возражение оппонентов, что без императорской санкции «Римский Собор» не имел силы, Максим Исповедник отвечал: значение Соборов определяется не фактом созыва их императорами, но тем, была ли исповедана на них правая вера, и отсылал к каноническому требованию регулярного созыва поместных Соборов, которое не предполагало специального императорского указа. Таким образом, по мнению Максима Исповедника и его сподвижников, Латеранский собор 649 г. был созван в соответствии с канонами поместного Собора и имел авторитет Вселенского собора, так что его постановления являются нормативными для всего христианского мира.



 
PR-CY.ru