ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР 649 г. - Страница 3

Собор состоялся на следующий год после публикации императором Константом II «Типоса» (648 г.), запрещавшего всякие споры о действиях и волях Христа, спустя пять месяцев после кончины папы Теодора I (642–649 гг.) и через три месяца после интронизации папы Мартина I. По такой хронологии он предстаёт деянием папы Мартина I и непосредственной реакцией на «Типос». Однако его предыстория восходит к папе Гонорию I (625–638 гг.), который в переписке с Константинопольским патриархом Сергием склонился на сторону монофелитства. Уже предшественник папы Теодора I, папа Иоанн IV (640–642 гг.), осудил изданный от лица императора Ираклия I «Эктесис» (638 г.), утверждавший учение об одной воле Христа. Но для победы над монофелитством простого суждения ex cathedra было недостаточно – следовало дать убедительный богословский ответ на аргументацию его адептов. Середина VII в. была отмечена крайним упадком богословской и общей образованности западного духовенства. Избрание папы Теодора I, палестинского грека по происхождению, знаменовало оживление интеллектуальной атмосферы Рима. Теодор I вскоре после интронизации выступил против монофелитства, что исследователи видят из адресованного ему послания Кипрского архиепископа Сергия от 643 г., зачитанного на втором деянии Латеранского собора 649 г. При этом папа хорошо ориентировался в тонкостях восточного богословия и привлёк в качестве сотрудника преподобного Максима Исповедника, который прибыл в Рим из Африки в 646 г. с группой сопровождавших его монахов. Только достаточно долгое их сотрудничество может объяснить, по мнению исследователей, тщательность составления актов Латеранского собора 649 г. привлечением большого количества святоотеческих сочинений, преимущественно греческих. Исследователи полагают, что папа Теодор I и преподобный Максим Исповедник вели письменные переговоры об организации Собора против монофелитов ещё во время пребывания преподобного Максима Исповедника в Африке. В 645 г. в Карфагене состоялся публичный диспут преподобного Максима Исповедника с экс-патриархом Константинополя монофелитом Пирром, ставший своего рода «генеральной репетицией» Латеранского собора 649 г. Следствием диспута было покаяние Пирра; в 646 или 647 г. он прибыл в Рим и был принят в общение папой Теодором I. Под воздействием того же диспута в Африке прошли несколько Соборов, которые осудили «Эктесис» и направили послания Константинопольскому патриарху Павлу II с увещанием отречься от монофелитства, а также императору Константу II и папе Теодору I с просьбой оказать воздействие на Павла (историчность этих посланий была подвергнута критике Р. Ридингером). Отказ Павла осудить «Эктесис» сделал очевидной его приверженность монофелитству, а в 648 г. был издан «примирительный» «Типос», на основании которого папе было предложено заключить союз с Константинополем. Это не оставляло другой альтернативы, кроме проведения Собора. Ещё до Латеранского собора 649 г. Рим посетил посланник императора Григорий с «приношением святому Петру» и повелением признать «Типос». О его встрече с папой ничего не сообщается (исследователи полагают, что он прибыл уже после смерти Теодора I).

 



 
PR-CY.ru