ЛЕВ I ДАНИЛОВИЧ - Страница 4

В конце XIII в. Лев I Данилович продал католику Иоанну должность «войта в Перемышле вместе с каменным храмом св. Николая». В правление Льва I Даниловича продолжалось книгописание. В составе Волынского летописца князя Владимира Васильковича в переработанном виде сохранились фрагменты предшествующего ему летописца, основное внимание которого было уделено деятельности Льва I Даниловича. 12 февраля 1265 г., в 1271, 1282, 1288, 1293 или 1299 гг. «при Лвове княженьи и с(ы)на его Юрья, при ихъ тишине, хваля ихъ съдоровье» (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки) пресвитер Георгий переписал полное Евангелие-апракос. 15 октября 1282 г. попович Евсевий из церкви св. Иоанна, расположенной в Перемышле или Холме, закончил переписку краткого Евангелия-апракос древнерусского извода (с чертами южнославянского протографа), «коли ся женило Горгии князе, а о(те)ць емоу (т.е. Лев I Данилович) в Оугры ходило, тогда скончашася книги сия» (Российская государственная библиотека). По мнению исследователей, Лев I Данилович был причастен к развитию культа Онуфрия Великого в Юго-Западной Руси. Во второй половине XIII в. в честь этого святого была основана обитель в домениальном владении великого князя – городе Львове, а в 1291 г. ещё одна – в Лаврове (мнение некоторых исследователей, что Лев I Данилович был крещён в честь этого святого, оспаривается в историографии). В «Списке русских городов дальних и ближних» отмечалось, что в городе Самборе, входившем в состав Перемышльской епархии, «лежить святыи Ануфреи» («Полное собрание русских летописей», том 3). Близость Льва I Даниловича Перемышльской епархии подтверждают события 1288 г., когда его послом к Владимиро-Волынскому князю Владимиру Васильковичу был Перемышльский епископ Мемнон («Полное собрание русских летописей», том 2). В XVI–XX вв. деятельности Льва I Даниловича приписывалось несколько актов. Среди них был устав кафедрального собора Успения в Крылосе, расположенного около Галича. Этот документ посвящён разъяснению таких важных вопросов, как земельные владения Галицкой епархии, её десятина, суды и церковные люди. Он ошибочно датировался 8 марта 1301 г., когда Лев I Данилович, вероятнее всего, как полагают исследователи, уже умер. Исследователям известны девять списков этого устава, написанных на латинском, польском и украинском языках, в которых упоминаются Галицкая митрополия и её митрополит Григорий. В качестве свидетелей выступают Киевский митрополит Киприан и Перемышльский епископ Иларион, действовавшие в последней трети XIV в. В 1301 г. Галицкая митрополия не существовала. Вопрос о времени и причинах составления устава нуждается в дополнительном исследовании, но вряд ли исследователи могут связывать его с деятельностью Льва I Даниловича. Впервые устав упоминается в конце XVI в. среди актов, подтверждённых польским королём Стефаном Баторием (1581 г.) и Сигизмундом III Вазой (1592 г.). От брака с великой княгиней Констанцией Лев I Данилович имел сына Галицко-Волынского великого князя Юрия (Георгия) Львовича и предположительно двух дочерей – княжну Святославу (впоследсвтии монахиня; ум. в 1302 г.) и княжну Анастасию, вышедшую около 1296 г. замуж (по не вполне достоверным данным) за Добжиньского князя Земовита I Казимировича (ум. в 1309/1314 г.) из ветви куявских Пястов. Как считает Дмитрий Домбровский, княжна Анастасия была дочерью не Льва I Даниловича, а его младшего брата Волынского князя Мстислава Даниловича. По мнению польского генеалога Кшиштофа Якоба Ясинского, княжна Елена, ставшая в 1281/1282 г. женой Бытомского князя Казимира II Владиславича, была дочерью Льва I Даниловича, однако есть и другие версии о её происхождении. В позднейшей львовской «Грамматике» XVI в. отмечалось в связи с изображением льва на гербе города: «Знамение тезоименитого князя Льва град сей мает. Его же имя по всей Европе и российский род знает».



 
PR-CY.ru