«CHRISTUS DOMINUS» - Страница 5

Первая глава («О епископах относительно всей Церкви в целом») также основана на учении о епископате, изложенном в догматической конституции «Lumen Gentium». Помимо указания на Вселенский Собор как на способ осуществления коллегией епископов совместно с Римским епископом верховной и полной власти во всей церкви, декрет указывает на учреждённый во время Собора консультативный орган управления католической церковью – Синод епископов, который составляют избранные епископы из разных регионов мира, выступающие от лица всего епископата как знак того, что «все епископы в иерархическом общении принимают участие в попечении обо всей Церкви». Коллегиальность епископата в деле заботы обо всей церкви также должна проявляться в совместном попечении епископов о евангелизации и проповеди христианства, в том числе о подготовке миссионеров и клириков для тех регионов, которые в них нуждаются. В подтверждение ординарной собственной и непосредственной власти правящего епископа в его диоцезе в декрете уточняется, что Римский епископ имеет власть оставлять в своём ведении некоторые вопросы, в том числе перепоручая их своим представителям, прежде всего, ведомствам Римской курии, которая действует от его имени и его властью. Декрет заложил основу последующей реформы Римской курии, закрепив пожелание второго Ватиканского Собора о новом порядке деятельности конгрегаций и привлечении в них лиц из разных регионов мира, особенно правящих епископов, а также мирян. Вторая глава («О епископах относительно отдельных Церквей, или диоцезов») в основном, посвящена обязанностям правящего епископа в управлении диоцезом – отдельной или местной церкви, части Народа Божия, «в которой воистину пребывает и действует единая святая католическая и апостольская Церковь Христова». Епископ исполняет по отношению к отдельной церкви обязанность учительства, освящения и управления; при изложении христианского вероучения епископам рекомендуется учитывать особенности современного общества, а также выстраивать диалог с этим обществом, используя при этом «различные средства, доступные в наше время». Особое внимание в осуществлении учительского служения декрет уделяет организации в епископствах религиозного обучения и подготовке катехизаторов. Обязанность освящения раскрывается в декрете как направление, развитие и охрана литургической жизни епископства, а также как собственная жизнь правящего епископа в смирении и простоте. Пастырская обязанность включает в себя заботу о священниках и мирянах епископства, при этом епископам указывается на возможность привлечения различных методов изучения паствы, в том числе проведения социологических исследований для определения «потребностей, порождаемых социальной средой». Особым образом пастырская обязанность епископов должна проявляться по отношению к тем, кто «по условиям своей жизни не могут в достаточной мере пользоваться ординарной пастырской заботой приходских настоятелей или полностью её лишены – как, например, многие переселенцы, изгнанники и беженцы, моряки и лётчики, кочевники и прочие подобные категории». Епископы должны поощрять в своих диоцезах развитие различных видов апостольства, при этом просветительская и социальная деятельность должна служить объединению всех верующих епископства; в качестве методов объединения мирян декрет особенно подчеркнул важность движений и организаций в рамках «Католического действия». Важность служения обязывает епископов подавать прошения об отставке, «если из-за преклонного возраста или по другой серьёзной причине они уже не справляются со своими служебными обязанностями».

 



 
PR-CY.ru