КЭРРОЛЛ Льюис - Страница 5

Племянник Льюиса Кэрролла, Стюарт Доджсон Коллингвуд, отмечал, что классический консерватизм Льюиса Кэрролла в культурных и религиозных вопросах был, скорее, следствием его нежелания сопротивляться университетской среде, в частности, влиянию главы «Оксфордского движения» Э.Б. Пьюзи. В доказательство Стюарт Доджсон Коллингвуд приводит случай, который произошёл в 1861 г. и был связан с делом профессора греческого языка Бенджамина Джоуэтта. Филолог Бенджамин Джоуэтт решил заняться библеистикой и принял участие в создании сборника «Эссе и обзоры» (1860 г.), ставшего манифестом «Широкой Церкви». Сборник, состоявший из семи статей, был выдержан в модернистском ключе (например, в нём поддерживались историко-критический метод и дарвинизм) и вызвал острую критику со стороны англикан-высокоцерковников, главным образом, со стороны «Оксфордского движения». В 1861 г. Бенджамин Джоуэтт попросил руководство Оксфордского университета поднять ему жалованье, которое было существенно меньше жалованья других профессоров. Э.Б. Пьюзи, желая наказать Бенджамина Джоуэтта, решил использовать сложившуюся ситуацию и стал всячески препятствовать положительному решению вопроса. Во время публичного обсуждения Льюис Кэрролл осудил авторов «Эссе и обзоров». Однако, наблюдая за гонениями на Бенджамина Джоуэтта и его единомышленников, которые продолжались до 1865 г., Льюис Кэрролл на свои средства опубликовал сатирическое произведение «Динамика частицы» («The Dynamics of a Particle», 1865 г.), описывая конфликт между Бенджамином Джоуэттом и Э.Б. Пьюзи. Льюис Кэрролл счёл важным донести свою позицию до коллег по университету. Он пришёл к выводу, что богословские споры нельзя решать при помощи насилия, и что позиция Э.Б. Пьюзи слишком агрессивна (в «Охоте на Снарка» Льюис Кэрролл выбрал для Э.Б. Пьюзи иной образ – теперь он больше не Овца, как в повествовании об Алисе, а Капитан (Bellman), не имеющий компаса и приводящий команду к неправильной цели). Следствием публикации «Динамики частицы» стал отход Льюиса Кэрролла от лагеря высокоцерковников. Вернее, богословские взгляды Льюиса Кэрролла оставались по-прежнему в традиции «Высокой церкви» (в частности, он ратовал за сближение с православием), но при этом не одобрял методов, которые использовали высокоцерковники для подавления инакомыслящих. После публикации «Динамики частицы» закончилась дружба Льюиса Кэрролла с Э.Б. Пьюзи, изменился круг общения Льюиса Кэрролла. В середине 1860 гг. он познакомился с «широкоцерковным» англиканским священником-социалистом Фредериком Денисоном Морисом. Английский «социализм» середины XIX в. был одним из компонентов идеологии консерватизма и подразумевал превосходство общего над индивидуальным, национальных интересов – над личными. Эти положения, в частности, были характерны для политики премьер-министра Великобритании Бенджамина Дизраэли. Льюис Кэрролл симпатизировал социализму Фредерика Мориса, поскольку считал его идеологию довольно близкой к раннехристианской модели существования. Параллельно с литературой и математикой Льюис Кэрролл занимался фотоискусством. Он создал больше 3 тыс. фотографий, в том числе Алисы Лидделл, своих друзей и коллег – профессоров и преподавателей Оксфордского университета.



 
PR-CY.ru