КИНОКЕФАЛИЯ - Страница 3

Иногда Христос в окружении кинокефалов изображался в качестве иллюстрации к Пс. 21:17 («Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои»), например, на миниатюре из Лондонской (Феодоровской) Псалтири (1066 г.). В «Киевской Псалтыри» четыре кинокефала, окружившие Христа, показаны в одеждах римских воинов, они держат в руках копья и щиты (1397 г.; Российская национальная библиотека). Древнейший известный образ мученика Христофора с собачьей головой представлен на керамическом рельефе VI – начала VII вв., найденном в Винице (Македония – музей Македонии, Скопье), на котором он и великомученик Георгий поражают копьями змей. Изображения мученика Христофора подобной иконографии исследователи встречают на русских иконах XVI–XVII вв. В 1707 г. по распоряжению царя Петра I о соблюдении иконописных правил, принятых на Большом Московском Соборе 1666–1667 гг., Синодом разрабатывалось постановление о запрещении икон, «противных естеству, истории и истине», к которым отнесли и иконы с образом мученика Христофора в виде кинокефала. Однако Сенат не поддержал решение Синода, сославшись на то, что эти изображения уже много лет пользуются народным почитанием. В некоторых случаях образы мученика Христофора исправляли: например, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле пёсья голова святого была заменена человеческой. В XVIII в. духовенство Ростовской епархии, в храмах которой находилось много икон мученика Христофора, в том числе Димитрий Ростовский и митрополит Арсений (Мацеевич), выступало против звероподобных изображений святого и за исправление существующих икон («дабы вместо Христофора песия главы не почитать»), однако официальное обращение в Синод не получило развития. Помимо икон мученика Христофора изображения кинокефалов в христианской традиции связаны, в основном, с Ближним Востоком. В коптской и эфиопской живописи великомученик Меркурий Кесарийский часто представлен в сопровождении двух собакоголовых воинов, согласно одному из вариантов Жития святого, обращённых им в христианство и сражавшихся вместе с ним, например, на иконе из церкви Бет-Меркуриос в Лалибэле (Эфиопия). На иконе XVIII в. (часть триптиха) из Коптского музея в Каире в виде кинокефалов представлены коптские святые Ахракас и Аугани, которые также отождествляются со спутниками великомученика Меркурия (существует предположение, что они изображены в масках). С собачьими головами на армянских и сирийских миниатюрах изображали измаильтян (мусульман) в композиции «Сошествие Святого Духа на апостолов», например, на миниатюре Тороса Рослина 1262 г. из Евангелия.



 
PR-CY.ru