КИНОКЕФАЛИЯ

КИНОКЕФАЛИЯ (от греч. – «собакоголовый») – отраженное в античной и средневековой литературной и художественной традициях представление о существах с телом человека и собачьей головой (кинокефалах), повлиявшее на христианскую иконографию. Упоминание о кинокефалах стало обязательным сюжетом географических и исторических описаний Земли греческими, а затем западноевропейскими авторами (вплоть до XVIII в.). Они служили образом дикого, варварского народа и соответственно наделялись такими чертами, как неумение говорить или общение на смеси человеческих слов и собачьего лая, имели одежды из звериных шкур и т.п. Начало традиции положил Геродот, согласно которому кинокефалы обитали на северо-востоке Африки. Симмий Родосский (конец IV – начало III вв. до н.э.) считал, что они живут на неких островах в мифологической Гиперборее. Сочинение «Индика» Ктесия Книдского (конец V – начало IV вв. до н.э.) содержит сведения об одном из народов Индии, представители которого имели собачьи головы. В отличие от Ктесия Книдского, который пользовался сведениями, полученными от персов, другой автор IV в. до н.э., Мегасфен, посетил Индию в качестве посла Селевка I Никатора в правление Чандрагупты Маурьи, поэтому современники и потомки считали, что он лично видел кинокефалов. Тексты обоих авторов сохранились только в цитатах, в частности, у Гая Юлия Солина и Плиния Старшего, чьи произведения пользовались наибольшим авторитетом. Среди античных сочинений, содержащих описания собакоголовых людей, наибольшую популярность получил «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена, повествующий о многочисленных народах, встреченных Александром Великим на пути в Индию. В романе кинокефалы описаны как дикий народ, гиганты-людоеды, обитающие на границе мира. Переводы, вариации и пересказы «Романа об Александре» послужили главным источником сведений о фантастических народах в Средневековье. Описание Псевдо-Каллисфена позволило Псевдо-Мефодию Патарскому отождествить кинокефалов с армиями Гога и Магога. В Западной Европе кинокефалов могли связывать с гуннами, с парфянами, со скифами, с аланами, с монголами и другими народами. В «Истории лангобардов» Павла Диакона рассказано о том, как лангобарды успешно использовали слух о присутствии в своём войске свирепых кинокефалов, чтобы напугать противников. По мере того как расширялась известная европейцам география, множились и предположительные места обитания кинокефалов. Помимо традиционного размещения в Индии (Гонорий Отёнский, Марко Поло, Иордан из Северака, Одорик из Порденоне) назывались некий северный остров («Космография Этика Истра», VIII в.), возможно, находящийся в Балтийском море (XI в.), мыс на Скандинавском полуострове (Херефордская карта мира; около 1285 г., собор города Херефорд, Великобритания), юг Африки (Эбсторфская карта мира; XIII в., не сохранилась), северо-восток Руси (карта Пьера Деселье; 1550 г.).

 



 
PR-CY.ru