КИНОКЕФАЛИЯ - Страница 2

Джоаннес (Иоанн) дель Плано Карпини и Бенедикт Поляк, участники дипломатической миссии к монгольскому хану в середине XIII в., упоминали кинокефалов в рассказе о завоеваниях монголов. Известие о собакоголовом народе включил в описание своего путешествия Христофор Колумб. Изображения кинокефалов помещались на средневековых картах мира (лат. mappae mundi), иллюстрациях к географическим трактатам и энциклопедиям (например, миниатюра середины XIV в. из книги «La fontaine de toutes sciences»). Из греческой литературы, главным образом, из христианизированных вариантов «Романа об Александре» Псевдо-Каллисфена, сведения о кинокефалах попали в христианские апокрифические предания. Часто этому способствовали ошибки перевода и языковые совпадения. В одном из вариантов сирийского перевода текста раннехристианского апокрифа «Деяния апостолов Андрея и Матфея» упоминается город собакоголовых людоедов, крещённых апостолами. Его название происходит от арабского названия племени халибов (kalbin), которое было понято как производное от араб. «kalb» – «собака». В коптском и эфиопском вариантах апокрифического текста «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея» рассказывается о кинокефале, посланном на помощь апостолам и их защиту. Собакоголовый народ упоминается в «Сказании о хождении трёх отроков к святому. Макарию». Из-за созвучия с латинским словом «canis» («собака») с кинокефалами часто отождествляли народ хананеев, что, возможно, послужило источником традиции изображать мученика Христофора, по одной из версий происходившего из этого племени, с собачьей головой. Легенды о кинокефалах вступали в противоречие с образом человека как потомка Адама. Так, Аврелий Августин (Блаженный) хотя и допускал существование подобных существ, но сомневался в их принадлежности к человеческому роду. В IX в. католические богословы Ратрамн из Корби и гамбургский архиепископ Римберт признали необходимость проповеди среди кинокефалов, как одного из народов, который мог встретиться участникам миссии в Скандинавии. Авторы христианских энциклопедий Исидор Севильский («Этимологии») и Рабан Мавр («О природе вещей») относили их к чудовищным народам и отмечали, что их лай характеризует их, скорее, как зверей, а не как людей. Кинокефалия могла символизировать соединение звериного и божественного в самом человеке, что перекликалось с двойственностью образа собаки в мифологии, которая могла быть и другом, помощником человека (символ преданности и храбрости, например, эмблема католического Ордена доминиканцев), а могла быть и врагом, диким зверем, волком. Восточно-христианская, в частности, византийская, традиция объясняла кинокефалию символически: например, в Константинопольском Синаксаре (XII–XIII вв.) сообщалось, что собакоголовый облик Христофора и его происхождение из страны кинокефалов следует понимать как намёк на его низменное состояние во время пребывания в язычестве.

 



 
PR-CY.ru