КЛИМЕНТ, Жеретиенко Константин Матвеевич - Страница 2

По воспоминаниям современников, при поступлении в обитель Климент не обладал заметными административными талантами, однако ему удалось сделать карьеру благодаря настойчивости, гибкости ума и сообразительности. По словам юрисконсульта Киево-Печерской лавры профессора Ивана Николаевича Никодимова, Климент «любил власть, стремился к ней и, получив её в свои руки, боялся потерять. По своим социальным убеждениям, так как, в конце концов, неудобно говорить о политических убеждениях монаха, он примыкал к крайне левому крылу лаврской братии. Около него всегда группировались монахи, настроенные весьма радикально…». После Февральской революции 1917 г. Климент возглавил борьбу против начальства лавры. В апреле 1917 г. во время несанкционированного собрания в Трапезной церкви, радикальная часть братии избрала Климента главой своего комитета. Возглавляемая Климентом группа требовала выборности всех должностных лиц общим собранием, смещения наместника архимандрита Амвросия (Булгакова), выведения монастыря из-под власти Киевского митрополита Владимира (Богоявленского) и его выселения из лавры. После установления осенью 1917 г. в Киеве власти Украинской Центральной Рады Климент примкнул к автокефалистскому движению. 1 декабря 1917 г. на собрании в лавре поддержал требования автокефалистской Всеукраинской православной церковно рады (ВПЦР) об изгнании митрополита Владимира (Богоявленского) из Киева и о провозглашении автокефалии Украинской церкви. В лаврской типографии было напечатано воззвание ВПЦР о принятии на себя управления церковью на Украине до созыва Всеукраинского церковного Собора духовенства и мирян. После вынужденного ухода на покой престарелого наместника лавры архимандрита Амвросия (Булгакова) 6 декабря 1917 г. Климент был избран братией наместником с сохранением должности эконома. 28 декабря он был допущен к временному исполнению обязанностей наместника лавры с тем, «чтобы он без ведома Собора и разрешения высшей Лаврской власти никаких важных решений по управлению обителью не предпринимал и не разрешал бы самолично никаких братских собраний, ни общих, ни частных» (Центральный государственный исторический архив горда Киева). В ночь на 26 января 1918 г. пребывавший в монастыре Киевский митрополит Владимир (Богоявленский) был убит неподалёку от лавры революционными солдатами. 26 января Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по священномученику. Многие верующие обвиняли Климента в попустительстве убийству митрополита, в том, что он «…в момент трагического события обнаружил рассеянность и оказался беспомощным перед происходившей катастрофой, и естественно бездеятельность в этот момент вызвала впоследствии недоумения и нарекания. Но не следует забывать, что большевики тогда фактически уже господствовали в Лавре, и один из штабов уже обосновался в здании лаврской типографии. Отец Климент при таких условиях считал себя не в силах противодействовать разнузданным солдатским бандам…». 28 января 1918 г. Тифлисский митрополит Платон (Рождественский) благословил ношение Климентом мантии с красными скрижалями. 30 (по другим данным, 31) января решением временно управляющего Киевской епархией Чигиринского епископа Никодима (Кроткова) Климент был освобождён от должности эконома (сдал дела 16 февраля) с оставлением исправляющим должность наместника и председателя Духовного Собора лавры. В дальнейшем Климент помогал избранному в мае 1918 г. митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) в успокоении жизни лавры. 30 октября того же года избран представителем лавры на Всеукраинском православной церковном соборе. С утверждением в Киеве большевиков Климент решил создать трудовую общину для сохранения за лаврой её имущества.

 



 
PR-CY.ru