«КЭБРА НАГАСТ» - Страница 2

Облагодетельствованный отцом Менелик отправился в Эфиопию вместе с первородными сыновьями израильской знати; в их числе был старший сын первосвященника Садока, который устроил похищение подлинного Ковчега Завета, заменив его искусно изготовленной копией. В следующем разделе речь идёт о Соломоне, который обнаружил утрату величайшей святыни своего народа. Утешая царя, архангел Гавриил сообщает, что через его среднего сына и наследника Ровоама (ошибочно названного Иеровоамом) будет продолжена передача ещё одной сверхъестественной тварной сущности, некогда вложенной в Адама и именуемой Жемчужиной или Спасительницей, которой суждено воплотиться в Богородице, и что его первенец Давид (Менелик) и младший сын Адрами(с) станут родоначальниками эфиопских и ромейских царей соответственно. Завершается повествовательная часть рассказом о возвращении Менелика в Эфиопию, об отречении в его пользу матери, запретившей навеки женщинам занимать царский престол (это неукоснительно соблюдалось на протяжении всей истории страны), и о его первых победоносных войнах. В эпилоге святой Григорий подробно излагает пророчества о Христе, а также о судьбе связанных с Ним святых реликвий (прежде всего, гвоздей Креста Христова) и предрекает, что эфиопский царь Калеб (см. Елевзой) и ромейский царь Юстин I совместно выступят против иудеев, виновных в гибели Награнских мучеников, встретятся после победы в Иерусалиме и разделят ойкумену пополам. Появление эфиопского текста «Кэбра нагаст» принято датировать концом первой четверти XIV в. Попытка отнести его к VI в. и представить как апокриф, в котором нашли отражение события химьярско-эфиопских войн, не выдерживает критики, прежде всего, с точки зрения языка памятника, типичного для эфиопской словесности XIV–XV вв. По мнению исследователей, изначально трактат был предназначен не для потомков Йэкуно Амлака, а для наследственного правителя области Эндарта в Тигре Йеабика Эгзиэ (1314–1322 гг.), который был смещён за мятеж царём Амда Сионом I (1314–1344 гг.), превратившим «Кэбра нагаст» в краеугольный камень династического мифа Соломонидов. Современную редакцию текст обрёл, как полагают исследователи, в середине XIV в. На это указывают аллюзии на противоборство между Амда Сионом I и его сыном и наследником Сайфа Арадом (1344–1371 гг.), с одной стороны, и монашеской конгрегацией Дэбрэ-Либаноса – с другой, из-за чрезмерного роста монастырских земельных владений. Внешне этот конфликт выражался в осуждении церковными деятелями полигамии монарха, вызванной политическими соображениями, так что Амда Сиона, взявшего себе одну из жён покойного отца (но не мать!), обвинили в инцесте. Составители книги «Кэбра нагаст» не только сделали акцент на обязательности моногамии для христиан, но и пошли на сознательное искажение Лев. 18:8, отождествив жену отца с матерью.

 



 
PR-CY.ru