«КЭБРА НАГАСТ»

«КЭБРА НАГАСТ», «Кебра нагаст», «Кыбрэ нэгэст» – династический трактат на языке геэз, обосновывающий право потомков библейского царя Соломона и царицы Савской на верховную власть в христианском государстве Эфиопия. Принимая во внимание его достаточно беллетризованное содержание, этот памятник исследователи нередко определяют как (исторический) роман. Для исследователей очевидна и его связь с мидрашами и апокрифами, в особенности поздними, а также с христианской агиографией (в частности, в предании о пострадавшем от лжесвидетельства праведнике Кармине в главах 75–76). Первоначально трактат не имел названия; оно было дано не позднее XV в. по заглавию первой из его 117 глав – «О величии царей». Перевод его ключевого слова как «слава» (англ. glory; франц. gloire), утвердившийся в востоковедной традиции, исследователи считают неточным; предпочтительнее варианты «величие» (нем. Herrlichkeit) или «знатность» (англ. Nobility). Композиционно текст «Кэбра нагаст» делится на три части: центральная, повествовательная, часть обрамлена прологом и эпилогом, которые построены как своеобразный диалог 318 участников первого вселенского Собора и святого Григория, соединяющего в себе черты двух исторических лиц: Григория Чудотворца и Григория Просветителя. В прологе он пытается убедить собеседников, что величие монархов зависит от обладания Ковчегом Завета, также именуемого Сионом и рассматриваемого как особая сверхъестественная сущность, хотя и сотворённая, но обеспечивающая мистическую связь с Богом. Затем Константинопольский патриарх Дометий (Диомид?; вымышленный персонаж) сообщает о нахождении им в соборе Святой Софии в Константинополе писания, обосновывающего превосходство ромейских (византийских) и эфиопских монархов над всеми земными властителями при первенстве царей Эфиопии. Изложение содержания этого писания составляет суть трактата. В основном разделе повествовательной части события развиваются наиболее динамично: правящая в Эфиопии царица Савская, именуемая в соответствии с новозаветной традицией «царица Южская», узнав от купца Тамрина о мудрости и могуществе царя Соломона, отправляется к нему с дарами и встречает радушный приём. Хитростью царю удаётся склонить её к любовной связи, от которой через девять месяцев и пять дней, уже после её возвращения на родину, рождается первенец Соломона Менелик I. В возрасте 22 лет юноша, как и было условлено между его родителями, прибыл к отцу. Соломон признал его не только по кольцу, переданному с этой целью его матерью, но и благодаря разительному сходству Менелика с дедом, царём Давидом, и нарёк его этим именем.

 



 
PR-CY.ru